Пока философы столетиями бьются над тем, как понять все многообразие вселенной, есть весьма существенная категория людей, у которых картина мира максимально упрощена
Полет «Аполлонов» к Луне и высадка на поверхности спутника Земли американских астронавтов – излюбленная тема конспирологов. Людей, считающих подобные экспедиции невозможными (в Интернете их любя называют «немогликами»), не убеждают оставшиеся на Луне следы, роверы, флаги и посадочные площадки, на них не действуют видео- и фотоаргументы, астронавтам они не верят, а доставленные лунными миссиями камни считают подделкой. «Антилунники» полагают, что кадры высадки американцам снял Стенли Кубрик в павильоне киностудии, вместо кораблей были запущены пустые болванки, и все участники аферы были подкуплены или убиты. Голливуд с удовольствием откликнулся на подобные слухи – события триллера «Козерог Один» описывают процесс фальсификации полета на Марс, но в голове авторы держали, конечно, экспедиции к Луне.
Заговор вокруг эсминца «Элдридж» гласит: во время Второй мировой войны Соединенные Штаты работали над электромагнитной маскировкой своих судов, но решающий опыт «стирания» корабля с радаров отошел от запланированного сценария. «Элдридж» якобы растворился в пространстве, а потом на какое-то время возник в воздухе в 200 километрах от места эксперимента. Моряки и офицеры эсминца при этом получили существенные дозы облучения, многие страдали от недомогания, а кто-то даже погиб. Разумеется, правительство и армия отказались комментировать произошедшее, а все данные, на радость конспирологам, засекретили. По мотивам данной легенды был снят фантастический триллер «Филадельфийский эксперимент» с Майклом Паре и Нэнси Аллен в главных ролях, согласно сюжету которого «Элдридж» электромагнитным полем был заброшен в будущее.
До конца так и не объясненный американскими властями инцидент, случившийся в окрестностях городка Розуэлл в 1947 году, по сей день является источником вдохновения для сотен и сотен писателей, художников и кинематографистов, многие из которых уверены: здесь в руки землян попал инопланетный корабль. Отчасти в «заговоре» виноваты представители правительства, несколько раз менявшие версии, объясняющие происшествие, но и фантазии вокруг Розуэлла перевешивают все разумные пределы. По мотивам крушения «летающей тарелки» снято немало картин – от спилберговского «Инопланетянина» до «Зоны 51» Орена Пели, – но мы решили напомнить вам о трогательном детском фильме «Полет навигатора», рассказывающем о мальчишке, спасающем корабль пришельцев из рук военных. Приключенческая лента попала даже в советский прокат, где стала настоящим хитом подростковой аудитории.
Слухи о том, что за нами постоянно приглядывают некие таинственные люди, существуют давно и циркулируют в самых разных странах и социумах. Где-то загадочных мужчин в строгих деловых костюмах и с лицами, спрятанными в тени полей шляп, считают шпиками правительства, кто-то полагает их внеземными наблюдателями, есть и те, кому «люди в черном» кажутся роботами или аватарами, присланными из будущего, чтобы конструировать наше настоящее под нужды потомков. Отсюда и такое разнообразие интерпретаций: Ммистер Смит из «Матрицы», «серые» из «Меняющих реальность» или даже мистер Стюарт из «Коробки» Ричарда Келли. Но наиболее известными кинематографическими «Людьми в черном» стали агенты Джей и Кей, и хотя контролировали они в основном обосновавшихся на Земле инопланетян, людям тоже доставалось – скольким была стерта память из-за промашек этой загадочной конторы.
Случай с тотальной слежкой, показанный, например, в картине Тони Скотта «Враг государства», вполне можно считать своеобразным «воплощением мечты в реальность» – вы говорили о том, что правительство следит за каждым вашим шагом, вы это получили. Слухи о том, что вся наша переписка просвечивается, повсюду расставлены датчики, изображение с уличных камер видеонаблюдения постоянно транслируется «куда надо», ходят испокон веков, но только сейчас можно сказать, что мы, похоже, и правда находимся под колпаком. Правда, не у Мюллера, а у технологий: ноутбуки и смартфоны, банковские терминалы и карты оплата проезда – мы ежеминутно посылаем столько сигналов о своем местонахождении, деятельности, интересах, эмоциях, что не воспользоваться этим грех. Но следит ли за нами неусыпно Большой Брат? Эдвард Сноуден говорит, что да, а вы попробуйте потерять свой новый Айфон – никакие уловки не помогут, если только добрые люди сами не захотят его вернуть.
Если некие заинтересованные силы не раскрывают нам всей правды сегодня, то почему бы им не фальсифицировать и события, произошедшие две тысячи лет назад? Католическая церковь – едва ли не самый обширный, влиятельный, но при этом закрытый институт на планете Земля. Могут ли епископы скрывать от нас правду о происхождении Иисуса Христа, а главное, о судьбе его возможных потомков? Вполне! Только вообразите себе, что станет с миром, откройся факт существования потомков Сына Божьего – вот уж когда точно случится конец света. И разговоры о подобном заговоре имеются – именно их за основу своего «Кода да Винчи» взял писатель Дэн Браун, а вслед за ним подхватил и Голливуд. Что если потомки Иисуса ходят среди нас? Нуждаются ли они в защите? Или мы нуждаемся в защите от них? Так много вопросов и так мало ответов…
В ряду указанных нами конспирологических теорий секретная программ ЦРУ под кодовым названием «МК Ультра» выделяется тем, что подобная инициатива военных и разведчиков действительно существовала, другое дело, что верящие в «теории заговора» простодушные обыватели превратили эксперименты с реакцией человеческого организма на химические препараты в подготовку киборгов-экстрасенсов и воспламеняющих взглядом биороботов. Голливуд такие опасения высмеял в картине Гранта Хеслова «Безумный спецназ», в оригинале имеющей еще более хлесткое название «Мужики, пялящиеся на коз». Герой этой картины рассказывает о специальном подразделении разведки, где готовят настоящих «Людей Икс», способных усилием мысли поражать вражеские ракеты. Ну, или хотя бы свалить с ног козу.
Если вам придется вступить в дискуссию с «немогликами» о том, что американские астронавты достигли-таки лунной поверхности, будьте готовы ответить на вопрос о том, почему с 1970-х на спутник Земли больше не ступала нога человека. В качестве нокаутирующего удара предлагаем использовать концепцию фантастического мокьюментари-хоррора «Аполлон 18»: расскажите конспирологам о секретной миссии на Луну, после которой от полетов было решено отказаться. Среди уфологов существует версия, что НАСА столкнулось на Луне с чем-то таким, что никак не укладывается в наше представление о вселенной, и, скорее всего, одна из миссий нашла следы присутствия в Солнечной системе инопланетного разума. Были это тощие серые человечки или пищащие камни, как в фильме Гонсало Лопес-Гальего, нам неизвестно, но продюсер Тимур Бекмамбетов врать не станет: раз летать перестали, значит, случилось что-то страшное.
Вторая мировая война, скорее всего, останется самым кровопролитным конфликтом в истории человечества (третью люди просто не переживут), а Адольф Гитлер застолбил за собой звание наиболее кровавого палача за все время существования нашего вида. И, конечно, сложно поверить в то, что человек, раздувший пламя войны, охватившей все континенты, просто тихо умер в своем бункере от капсулы с ядом, а его армии были стерты в порошок, лучше уж считать, что нацисты бежали на Луну и оттуда непременно вернутся взять реванш. О подобном повороте истории рассказывает сатирическая картина финского режиссера Тимо Вуоренсолы «Железное небо». Гитлеровцы в ней скрылись на обратной стороне Луны, а в 2018-м решились на триумфальное возвращение рейха, на этот раз Четвертого. Все это было бы смешно, если бы не было так грустно – конспирологи ведь и вправду верят в выжившего Гитлера, сбежавшего если не на Луну, то в Антарктиду или Аргентину.
Загадочная гибель свердловских студентов и их приятеля в горах Северного Урала поклонникам загадок и необъяснимых явлений не дает спать уже много лет. В 2010-м обсуждение деталей последнего путешествия Игоря Дятлова и его спутников вышло в России на новый виток, шумиха в СМИ расшевелила множество самых разных конспирологов, которые «окончательно и бесповоротно» объясняли трагедию то атакой инопланетян, то нападением беглых заключенных, то учениями ракетчиков, то шпионскими мотивами. Несмотря на всесторонне проведенный анализ оставшихся с 1959 года вещественных доказательств, показаний и улик, причины странного поведения жертв так и не названы, что развязывает руки «фантазерам от кино». В 2013-м свое мнение о событиях на горе Отортен высказал режиссер Ренни Харлин в фантастическом триллере «Тайна перевала Дятлова». Взгляд из-за океана не выдерживает, конечно, никакой критики, но разве у нас есть версия лучше?