"Новая земля" режиссера Александра Мельника выходит поперек любого пробитого и приемлемого русла современного российского кино. Такого мы действительно давно не видели. Отличный повод проверить закон рынка -- правда ли, что если публика давно чего-то не видела, то это значит только то, что она видеть этого не хотела?
Как часто вам приходится видеть среди действующих работников искусств, а конкретно – кинематографа – грубо говоря, людей с усами? Не с какими-то вызывающими всякие сторонние мысли усиками и усишками, а с нормальными, мужскими, однозначными усами? А, правильно – главного нашего усача вы вспомните сразу, бодрые великодержавные усы Никиты Сергеевича немедленно встанут перед вашим мысленным взором. Еще? Ну-ну, вспоминаем, а небрежная, рассеянная растительность Алексея Октябриновича Балабанова? Есть. Хорошо – а еще признаки мужественности нашего кино? Зачтем и жизнерадостную лысину Федора Федоровича Бондарчука. Примерный актуальный треугольник нашего мужского кино сложился. Крепкий государственник с одной стороны, классический злой гуманист с другой, и гламурная мускулинность с третьей. Режиссер Мельник вышел поперек любого пробитого и приемлемого русла с фильмом тяжелого и спорного сильного начала. Мужского – как ни крути, идеологического, физиологического и куда-то вверх смотрящего. Эй вы там, сверху, видите нас?
«Новая земля» (2008) – антиутопия о недалеком будущем, без внешних оценок, без эмоциональных игрищ, отжатая авторами досуха. На огромный корабль, прямолинейно раскрашенный триколором, грузят заключенных с целью эксперимента – вывезти особо опасных преступников в пустынный северный край и оставить их там без охраны, но с жильем и продуктами. Англоговорящие инспекторы будут наблюдать за ними хитрым образом откуда-то сверху. Очень много рассерженных мужчин вовсе не собираются строить Город Солнца – кровавая баня начинается еще на корабле и продолжается, как только людей сгружают на берег и оставляют одних. Группировку чеченцев мочат сторонники могучего Обезьяна.
После этого необщительный, но прозорливый главный герой (Лавроненко) молча собирает вещички и отселяется куда подальше, предпочитая в случае чего умереть по-человечески. По намекам и полунамекам понятно, что он сидит он за убийство авиадиспетчера, по вине которого погибла его семья. Несет он свой крест и грех осознанно и с понятной тяжестью, а в компанию к нему прибивается персонаж другого разлива, не менее классический, но более живописный – малохольный маньяк Сипа (Андрей Феськов), убивавший из почти детского любопытства. Этот черты не переступал – просто всегда был по ту сторону.
За нещедрыми разговорами осень кончилась и приходится идти в поселение, в общество, наворовать дров, чтобы не отправиться получать по заслугам раньше времени. А там – Обезьян отстроил свою колонию, поганей которой не придумает никакое государство. Лемминги пожрали все продукты, и в ход идет единственно доступное мясо – человеческое. Как говорится, главному герою придется принять вызов. Хотите – углядите здесь современный каннибальский памфлет, хотите – вневременную притчу с современными проблесковыми маячками.
Снято – то ли в советской традиции, то ли в голливудской, но в любом случае масштабно, добротно, связно и жестко. Актерские работы – есть просто великолепные, провальных вовсе нет. Ледяной Север в отличной операторской работе вполне суров и драматичен. Сгущаемая чернота в поднятии вопроса о человеческой природе – забытого перестроечного накала. Идеологический посыл – знаете, не такой уж и однозначный. Все вместе – вполне неожиданный повод поспорить о судьбах России, о вмешательстве англоязычных инспекций, о государстве, как об огромной зоне или, наоборот – тут каждому желающему виднее будет.
Но уж никак не отличный повод приятно скоротать вечерок. Прыгать по берегу, вздымать руки небу или махать ему кулаком, короче, пытаться вступить с верхом в диалог – дело, которое может вызвать у сторонних или оторопь или скуку. Стилистически верно решить этот процесс тоже довольно сложно. Но ведь находятся еще желающие…
"Фильм Ру" не стал дожидаться возможных чужих споров (ведь можно и не дождаться) и пригласил поговорить о фильме заинтересованных в вечных вопросах людей – священника, бывшего заключенного и руководителя пресс-службы ФСИН.