Самый нежный фильм года.
Супружеская пара, гении-биологи, свалили в кучу ДНК животных и человека и вывели уникальную девушку с кожистыми крыльями и ядовитым жалом на хвосте.
Канадский гений Винченцо Натали создал волшебную химеру – фильм с инопланетной улыбкой и ядовитым жалом на кончике хвоста. ДНК разных жанров свалены в кучу, результат обаятелен и по-хамски беспечен. Тут и любовный треугольник, и лавкрафтовский скользкий кошмар, и феминистский триллер об аморальных ученых, и романтическая комедия о материнском инстинкте, и даже социальная драма. И все это выглядит удивительно свежо и незатасканно, потому что Натали ни о чем не говорит напрямую. Зритель уверен, что смотрит обычный научно-фантастический триллер о генетических исследованиях, но тут-то его и ожидает удар ядовитого жала: «Химера» – точнейшая, ироничная сказка о человеческих отношениях.
Цивилизация и поп-культура не пошла героям-ученым на пользу: они со своей беспечностью и моральной всеядностью порой меньше похожи на людей, чем их создание, прекрасная Дрен (Дельфин Шанеак). У себя дома биологи-инфантилы окружены пластиковыми игрушками, на работе они, не задумываясь о последствиях, играют с живыми существами. Выбор актеров идеален: гипертрофированные красавцы Эдриен Броуди и Сара Полли, да и все остальные ученые, в фильме напоминают не то команду панк-рокеров, отдыхающую над пробирками в перерыве между загулами, не то, наоборот, героев какой-то кровожадной рок-песни, что-нибудь вроде: «Я буду для тебя чем угодно, и пусть сдохнет все живое». Чудо-девочка Дрен, жутковатое и прекрасное ДНК-недоразумение, становится для своих создателей не просто прорывом в области генетики. Она для них и эксперимент по воспитанию ребенка, и проба сил в корпоративном бунте, и испытание на семейную прочность. И секс, и наркотик, и рок-н-ролл.
Винченцо Натали – режиссер бесконечно изобретательный, но его мало волнуют эксперименты с формой. Законы жанра ему тоже не указ, ожидания зрителей его ничуть не интересуют, тем более ему наплевать на мнение продюсеров (хотя продюсер «Химеры» – режиссер Гильермо Дель Торо – знает толк в хоррор-тварях и плохого не посоветует). Натали называют последователем генного киноинженера Дэвида Кроненберга с его «Мухой», но Натали не копается в гниющем, разлагающемся духе и механистичной, грубой плоти. Он с восторгом и страхом исследует людскую природу, изобретая для своих героев все новые испытания и восхищаясь простотой человеческих реакций. Он то помещает своих героев в куб, полный смертельных ловушек («Куб»), то заставляет весь мир вокруг персонажей исчезнуть («Пустота»), то накачивает собравшихся наркотиком и читает им долгую речь («Кодер»).
В «Химере» он исследует пространство отношений, полное смертельных ловушек, и то, как человек реагирует на главную ловушку – любовь. Неудивительно, что почти все зрители в эту ловушку попали – и возненавидели финал «Химеры», обозвав его трэшем. На самом деле, настоящая любовь так и развивается: бурно и неожиданно растет, потом у нее появляются жабры, потом крылья, потом она становится прекраснее всех на свете и нежно смеется, запрокидывая голову, а потом начинается гадкий, кровавый, убийственный, прекрасный трэш.