30 августа в возрасте 76 лет ушел из жизни голливудский режиссер, сценарист и продюсер Уэс Крейвен. Он не был из тех, кого причисляют к суперклассикам и чьи фильмы покадрово разбирают в киношколах, однако Крейвен внес большой вклад в развитие триллеров и хорроров
«Болотную тварь» принято числить по ведомству хорроров и фильмов о монстрах, но в наше время ее, пожалуй, уместнее считать супергеройским кино. Ведь Болотная тварь – это персонаж из вселенной DC Comics на границе монстра и супергероя. Примерно как Халк из комиксов Marvel. В экранизации Уэса Крейвена Болотная тварь – это генетик Алек Холланд, который работал над секретным биоинженерным проектом и в итоге превратился в жуткого мутанта, получеловека-полурастение. Тем не менее Холланд сохранил свою героическую натуру и достойно наказал преступников, убивших его сестру и чуть не расправившихся с ним самим. Заглавного героя картины сыграл Рэй Уайз, будущий Лиланд Палмер из сериала «Твин Пикс», а главную героиню «Твари» изобразила Эдриенн Барбо, в то время жена и муза режиссера Джона Карпентера. Крейвен снял эту картину, чтобы доказать Голливуду, что он готов работать над лентами блокбастерного размаха. Критикам «Тварь» понравилась, а вот продюсеры блокбастеров в Крейвена так и не поверили.
Хотя Уэс Крейвен вырос в строгой религиозной семье, он начал свою профессиональную карьеру с работы над модной в конце 1960-х порнографией. Мы не знаем в точности, над какими фильмами он работал и в каком качестве, поскольку в титрах порно указываются лишь псевдонимы создателей. Однако его имя связывают, например, со знаменитой порнолентой «Глубокая глотка» (возможно, он был ее монтажером). Должен был быть порнографическим и дебютный режиссерский проект Крейвена «Последний дом слева» – мрачная история о родителях, которые жестоко мстят сбежавшим из тюрьмы уголовникам за изнасилование и убийство их дочери. Однако во время съемок режиссер решил «притушить» секс-сцены и сосредоточиться на сценах насилия. Так появился малобюджетный хоррор, ставший прокатным хитом и впечатливший многих критиков и слабонервных зрителей. В 2009 году Крейвен спродюсировал одноименный ремейк «Последнего дома слева».
Хоррор – это не детский жанр, но Уэс Крейвен все же умудрился снять картину, которая одновременно достаточно жуткая, чтобы считаться хоррором, и достаточно глуповатая и смешная, чтобы числиться детским фильмом. В «Людях под лестницей» чернокожий парнишка забирается в дом белых владельцев квартиры, где живет его семья, и обнаруживает, что в этом доме творятся страшные вещи. Например, в подвале хозяева дома держат взаперти похищенных ими детей, которые за время своего заключения превратились в каннибалов. Картину с ее необычным сочетанием жанров (хоррор, детское приключенческое кино, политическая сатира) приняли далеко не все критики, но в прокате она пользовалась большим успехом.
C легкой руки Джорджа Ромеро и его последователей зомби-хорроры полностью отказались от культурной традиции, в которой родилась легенда о зомби. Поэтому сейчас многие даже не знают, что это слово из фольклора Гаити. Чтобы напомнить публике об истоках жанра, Уэс Крейвен в 1988 году вольно экранизировал книгу воспоминаний исследователя Уэйда Дэвиса, штудировавшего магию вуду и «зомбификацию» людей. Главным героем «Змея и радуги» был американский ученый, прилетевший на Гаити для изучения зомби и поссорившийся с капитаном местной тайной полиции, который оказался черным магом, крадущим людские души и превращающим своих врагов в зомби.
Когда американцы связали свою страну автострадами, многие прежде популярные дороги оказались заброшены и забыты. Что случилось с людьми, которые жили, оказывая на этих дорогах всевозможные услуги? Если верить хоррору Уэса Крейвена, некоторые из них сошли с ума, деградировали и превратились в дикарей-каннибалов, питающихся теми немногими туристами, которые все же заезжали на «их» трассу. «У холмов есть глаза» стал сперва прокатным, а затем культовым хитом. В 1985 году Крейвен снял очень слабое продолжение «У холмов есть глаза 2», а в 2006-м Александр Ажа поставил сравнительно удачный ремейк, где злодеи картины были мутантами, которые родились «благодаря» атомным испытаниям в пустынях штата Невада.
Из всех людей на свете создатели хоррора, наверно, меньше всего боятся своих персонажей, какими бы жуткими те ни были. Ведь кинематографисты знают, как создаются спецэффекты, и они своими глазами видели, как делается и как разбрызгивается бутафорская кровь. Но что будет делать звезда хоррора, если монстр из ее фильма вдруг проникнет в реальную жизнь и начнет преследовать уже не ее героиню, а ее саму? Именно это происходит в седьмом фильме цикла «Кошмар на улице Вязов». Сверхъестественный злодей цикла Фредди Крюгер выходит на охоту за Хезер Лангенкамп, исполнительницей роли Нэнси в первом «Кошмаре на улице Вязов». Вместе с ней самих себя в «Новом кошмаре» сыграли Роберт Инглунд, Уэс Крейвен и другие создатели фильма. В 1994 году лишь немногие зрители по достоинству оценили этот постмодернистский хоррор, но сейчас он считается одним из лучших в «кошмарном» цикле.
Кто бы мог подумать, что режиссер, ставящий исключительно хорроры и триллеры, может снять удачную сентиментальную ленту! Но в фильмографии Уэса Крейвена есть такое исключение из правила. И это не навязанный продюсерами проект, а замысел, который режиссер воплотил по собственной инициативе. В основу «Музыки сердца» положена реальная история скрипачки Роберты Гуаспари, которая, став учительницей музыки в школе Восточного Гарлема, смогла приохотить к классике ребят, прежде не слушавших ничего, кроме гангста-рэпа. Чтобы сыграть главную роль, Мэрил Стрип за месяц ежедневных занятий научилась играть на скрипке. Ее усилия были вознаграждены номинациями на «Оскар» и «Золотой глобус».
Монстры, мутанты, психопаты… Как бы они ни были страшны, мало кто может сравниться по жуткости с расчетливым и безжалостным террористом, у которого есть просчитанный по минутам план. В триллере «Ночной рейс» такой злодей встречается на пути пассажирки междугороднего авиарейса, и женщина вскоре узнает, что привлекательный парень участвует в покушении на высокопоставленного чиновника и что она должна выполнять все его приказы, если не хочет, чтобы его сообщники прикончили ее отца. Героине приходится проявить все свое мужество и смекалку, чтобы остаться в живых и предотвратить несколько преступлений! Киллиан Мерфи и Рэйчел МакАдамс поистине блеснули в ролях террориста и его заложницы.
Давно замечено, что преступники и жертвы в фильмах ужасов ведут себя так, будто в жизни не видели ни одного «ужастика». А что если они их все-таки видели? Что если преступники будут намеренно следовать жанровым штампам или столь же намеренно их нарушать, а жертвы постараются выжить, используя свои знания хорроров? В 1996 году сценарист Кевин Уильямсон и режиссер Уэс Крейвен превратили этот замысел в великолепный постмодернистский хоррор, который также можно смотреть как увлекательный детектив. Ведь зрители лишь в самых последних сценах узнают, кто прячется под маской убийцы. «Крик» был столь успешен и популярен, что он породил целую череду постмодернистских слэшеров, а также три сиквела и несколько пародий.
Чем ближе маньяк к своим жертвам, тем он страшнее. Убийца в другой стране не так опасен, как убийца в другом штате, а преступник из соседнего города не так страшен, как маньяк из соседнего дома. Опаснее же всего сверхъестественный маньяк, который всегда рядом. Он приходит в ваши сны и превращает их в кошмары – а затем и в реальные убийства. Как его зовут? Ну конечно же, Фредди Крюгер – персонаж, который вписал имя Уэса Крейвена в историю мирового хоррора. Впрочем, «Кошмар на улице Вязов» – это не только Крюгер. Это и обаятельные молодые актеры, сыгравшие жертв маньяка (одним из них был Джонни Депп!), и убедительные для своего времени спецэффекты, и мастерское нагнетание атмосферы ужаса… Крейвен не был автором шедевров, но в «Кошмаре» он прыгнул выше головы и создал хит, который вот уже более 30 лет знают все киноманы планеты. В дальнейшем было выпущено шесть сиквелов, а также кроссовер с «Пятницей, 13-е» под названием «Фредди против Джейсона», неудачный ремейк 2010 года и телесериал конца 1980-х «Кошмары Фредди».