
Легкое, непринужденное, наполненное юмором и яркими героями семейное приключенческое кино и том, как легко совершать подвиги, если ты определился с целью
Легкое, непринужденное, наполненное юмором и яркими героями семейное приключенческое кино и том, как легко совершать подвиги, если ты определился с целью.
Популярный московский телевизионный журналист Дмитрий от жизни привык получать все. Наверное, поэтому именно его Служба коррекции времени выбрала для опасного задания, которое нужно выполнить… почти 200 лет назад. Свою рабочую командировку в Северную Калифорнию, где когда-то размещались русские войска, Дмитрий сначала воспринимает как ссылку, но обнаружившаяся возможность путешествовать во времени превратила поездку в опасное и захватывающее приключение. Заброшенные в 1820 год Дима, Фима и Марго становятся свидетелями крайне важных событий, объясняющих, почему Российская империя отказалась от своих колоний в Северной Америке.
Много раз российский кинематограф брался за непростую задачу – снять историческое патриотическое кино и остаться при этом легким, не перегнуть в нравоучениях, но остаться интересным зрителю. Обычно такие попытки оканчивались провалами, кто вспомнит сейчас «Ярослава» или какой-нибудь «1612». С другой стороны, положительные примеры есть, и на них вполне можно опираться. Продюсер Дмитрий Харатьян и режиссер Юрий Мороз точкой опоры выбрали уже культовую картину «Мы из будущего», облегчили ее, украсили модной картинкой, сдобрили щедрой щепоткой юмора, наполнили симпатичными актерами, направили в сторону более юной аудитории и…
…И выстрелили. Не поднимется рука назвать «Форт Росс» шедевром. Безусловно, есть в нем и сценарные проколы, и режиссерский «разбаланс» местами, некоторым актерам стоило быть посерьезнее, а кое-кому, наоборот, не перегибать. И все-таки Мороза и Харатьяна стоит похвалить. Их фильм – это отличное летнее приключенческое семейное кино, которое, конечно, учебником истории являться никак не может, но надоумить юного зрителя заглянуть хотя бы в Википедию и посмотреть, что это русские делали в Калифорнии, вполне способно.
Картина получилась по-хорошему яркой, динамичной, местами даже взрывной. Очень повезло ленте и со временем выхода – премьерный показ «Форта Росс» состоялся еще в ноябре прошлого года, но до проката картина добралась только сейчас, и фильм от этого только выиграл. Сейчас и патриотическая волна на самом подъеме, и аккуратные призывы «Вернули Крым, вернем и Аляску!» нет-нет да и пробиваются. Самое то не в меру горячим патриотам охладиться в кинозале за просмотром не слишком претенциозного, но бодрого фильма о любви, дружбе и уважении к Родине. «Форт Росс» даже подкупает тем, что свой внутренний патриотизм он не слишком педалирует – герои здесь не оголтелые вояки. Скорее наоборот, в современном мире они предпочитают сторонний взгляд, но, оказавшись в действительно трудной ситуации, в момент тяжелого морального выбора каждый принимает достойное решение. Отличный пример для самых юных зрителей.
Кино вообще по настроению очень близко к советским фильмам, адресованным подросткам. По настрою, морали и форме воздействия на зрителя «Форт Росс» близок к «Бронзовой птице» или «Кортику», в чем-то копирует «Приключения Электроника» или «Приключения Кроша» – это такое кино детских школьных каникул, если кто-то еще помнит себя в обязательной синей форме и красном галстуке. Временами даже хочется, чтобы Максима Матвеева и Анну Старшенбаум на экране сменили 14-16-летние, атмосфера бы тогда окончательно напомнила эпизоды пересечения «Каникул Петрова и Васечкина» с «Белым солнцем пустыни». Но мы все понимаем – современное кино должно прежде всего продаваться, должно окупить себя, а затем уже влиять на умы. От всей души хочется, чтобы получилось и то и другое.
Раз уж Матвеев и Старшенбаум упомянуты, то давайте отметим и актеров, им пришлось нелегко, но, к счастью, удовольствие от того, что происходило в кадре, они явно получали и не забывали этим удовольствием делиться. Максим давно готов стать настоящим большим киногероем, и военная форма красит его невероятно. Анне давно не приходилось в кадре столько улыбаться, а ведь зрители ценят ее именно за светлую открытую улыбку. Но среди всего большого актерского ансамбля более других выделился, пожалуй, Кирилл Плетнев. Он сыграл того самого «русского», который получается на пересечении представлений о нас американцев и нас самих. Он пьет, он ругается, он часто не знает меры, но он горой стоит за стан и друзей, он широк душой и невероятно обаятелен. Каждое появление Плетнева в кадре вызывает настоящий восторг.
На современном историческом этапе мы страшно полюбили свое прошлое, однако нынешние события заставляют относиться ко всему, что произошло с Россией и миром в последние годы, очень серьезно. «Форт Росс» раскалывает эту угрюмую роль и позволяет взглянуть на вопросы любви к родине с другой стороны, легкой и в чем-то более искренней, чем просто желание убить всех, кто не восторгается Россией. В нашей истории множество славных героев, тьма великих свершений, уйма подвигов. Рассказывать о них с удовольствием – это отличное упражнение и для кинематографистов, и для зрителей.