
Раздражающе шаблонная, но зато очаровательная и смешная романтическая комедия о дружбе, которая перерастает в любовь
Раздражающе шаблонная, но зато очаровательная и смешная романтическая комедия о дружбе, которая перерастает в любовь.
Вот уже год после того, как он застал свою девушку с ее профессором, Уоллас (Дэниел Рэдклифф) мучается от депрессии. Он бросил учиться на врача, переехал жить к сестре и почти никуда не ходит. Однако его университетскому приятелю Аллану (Адам Драйвер) все же удается вытащить парня на вечеринку, где Уоллас знакомится с привлекательной аниматоршей Чентри (Зои Казан). Молодые люди мгновенно находят общий язык, но когда Уоллас провожает Чентри домой, он обнаруживает, что та уже несколько лет живет с бойфрендом и не ищет романтических приключений. Сперва парня это расстраивает, и он пытается забыть Чентри. Но когда они вновь натыкаются друг на друга в кинотеатре повторного фильма, Уоллас решает, что может просто дружить с девушкой, которая, так же как и он, обожает «Принцессу-невесту».
В последние годы на Западе было опубликовано несколько громких аналитических статей о том, что романтическая комедия на большом экране практически умерла и что режиссерам, заинтересованным в этом легкомысленном и оптимистичном жанре, нужно снимать жанровые гибриды вроде классического «Дня сурка» или свежих лент «Тепло наших тел» и «Руби Спаркс». Почему? Потому, что ромкомы настолько окостенели в своих штампах, что уже не могут поразить или впечатлить зрителей. И еще потому, что в эпоху, когда найти пару или разойтись проще, чем когда-либо в истории человечества, поиск любви утратил тот драматизм, который был ему присущ еще недавно – во времена, когда разводы были редки и когда неудачный выбор партнера обещал десятилетия взаимных мучений. Ведь не снимаем же мы фильмы о драматичном выборе ресторана! Если еда не понравилась, всегда можно пойти куда-то еще.
На наш взгляд, поиск любви – это все же не охота за идеальным стейком. Но создателям романтических комедий в самом деле уже нельзя полагаться на устоявшиеся шаблоны. Они настолько приелись, что раздражают даже тогда, когда в остальном фильм очень даже неплох. И канадская артхаусная романтическая комедия «Дружба и никакого секса?» – наглядное тому подтверждение.
Как вы уже поняли, новая картина Майкла Дауса («Отвези меня домой», «Вышибала») патологически, зашкаливающе традиционна. Мальчик любит девочку, девочке нравится парень, но они не могут быть вместе, потому что у девочки есть совесть и бойфренд, не дающий поводов для измены. Поэтому герои просто дружат – настолько близко, что в одной из сцен Уоллас помогает Чентри с примеркой платья, – и это настолько изводит парня, что в конце концов он все же признается в любви. Затем донельзя предсказуемая кульминация… И настолько приторный хеппи-энд, что его постеснялись бы даже в «золотой век» Голливуда. Говорите что угодно о «Больше чем секс» и «Сексе по дружбе», но их авторы хотя бы пытались отойти от классической сюжетной схемы, поставив секс впереди романтических признаний. Даус же тарабанит по учебнику, как студент с фотографической памятью.
Тем не менее – вот парадокс! – фильм не разочаровывает. Потому что его спасает угловатое обаяние Рэдклиффа («Гарри Поттер») и Зои Казан («Руби Спаркс»), настолько умилительных вместе и настолько подходящих друг другу (они даже одного роста!), что за их союз переживаешь так, будто они – Ромео и Джульетта. Плюс зачастую остроумные иронические диалоги (если не считать сцен, где персонажи обсуждают фекалии Элвиса Пресли), плюс отличная группа поддержки в лице Адама Драйвера из «Девчонок» и Маккензи Дэвис из «Остановись и гори», плюс несколько веселых фарсово-гэговых сцен вроде эпизода с платьем… И очень важное для ромкомов ощущение, что персонажи – реальные люди «как ты и я», а не высосанные из пальца существа.
Будь в распоряжении фильма хоть один интересный сюжетный ход, его смело можно было бы рекомендовать кому угодно. А так это кино для свиданий – очаровательное, сентиментальное, забавное, романтическое, оптимистичное, но заставляющее сжимать кулаки, когда смотришь фильм в одиночестве и оцениваешь его как художественное произведение, а не как повод для поцелуев.