29 ноября свой юбилей отмечает Нина Гребешкова -- прекрасная актриса, снявшаяся в 60 фильмах. Среди них "Испытание верности" Ивана Пырьева, "Бриллиантовая рука", "Двенадцать стульев", "Не может быть!", "Частный детектив, или Операция "Кооперация"" Леонида Гайдая. Мы встретились у нее дома на улице Черняховского возле метро "Аэропорт". В дверях меня встретила очаровательная персидская кошка Глория. Хозяйка называет ее ласково -- Глаша.
-- Глаша появилась у нас сразу после смерти Лени (Леонида Иовича Гайдая – Н.Р.) в 1993 году. Леня очень любил кошек. Во всех его фильмах они присутствуют. Для "Бриллиантовой руки" даже был сделан деревянный барельеф, изображающий черную кошку, но он не вошел в картину. (Барельеф сейчас висит над дверью комнаты – Н.Р.) Раньше у нас была собака, но она умерла, и Леня хотел завести кошечку. Я была против, потому что за животным нужен уход. А Глаша была взята в дом в память о Гайдае.
-- Нина Павловна, обычно режиссеры любят снимать своих жен, но вы снимались далеко не во всех фильмах Леонида Иовича. Почему?
-- Я никогда не была эксцентрической актрисой. И никогда не была честолюбива. Вообще, я не его актриса. И когда он предлагал мне роль в своем фильме, я всегда спрашивала: "А у тебя больше никого нет на эту роль?" И если он говорил, что я точно подхожу для написанного образа и другой кандидатуры нет, тогда спокойно соглашалась. Когда впервые прочитала сценарий фильма "Бриллиантовая рука", то увидела, что все роли прекрасно выписаны, кроме моей – жены Горбункова. Леня сказал: "Вот такой она должна быть…". Но я горжусь, что у меня были свои находки в картине, например, в той сцене, где Горбунков засыпает пьяный. Я должна была его разбудить и спросить: "Откуда деньги?" По сценарию, я его трясла, а картина, висящая над кроватью, падала ему на голову и рвалась. Эпизод не получался. Тогда я сказала: "Он же работяга, всегда просыпается по будильнику". Надо поднести часы к его уху – и он поднимется вслед за будильником. Леня сразу принял мое предложение. Он был доволен. После того, как фильм вышел на экраны, мы получали много писем, в которых мужчины писали, что мечтают о такой жене. "Вот видишь, – говорил Леня, – именно такой должна быть жена Горбункова". После этого фильма почему-то все сочли, что я жена Юрия Никулина, а не Гайдая.
-- Образ Горбункова похож на Гайдая в жизни?
-- Абсолютно. Только Юра Никулин настолько талантлив и эксцентричен, что это не так прозрачно, не так бросается в глаза, а вот Шурик, которого играл Александр Демьяненко в фильмах "Кавказская пленница" "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" – точная копия Гайдая. Леня даже жесты показывал Демьяненко, проигрывал перед ним некоторые эпизоды. Мечтал о таком положительном герое, немного нелепом, добром очкарике.
-- Как "человек рассеянный с улицы Бассейной"?
-- Наверное. Вот он и создал своего Шурика. А до этого увлекался троицей Моргунов, Вицин, Никулин (Бывалый, Трус и Балбес в фильме – Н.Р.). Костюковский и Слободской, которые вместе с ним работали над сценариями, говорили, что это трио – золотая жила. О них надо снимать кино бесконечно, зрители их любят. Но Гайдай сказал: "Мне это уже не интересно. Нужен новый герой". Так появился Шурик.
-- Каким Гайдай был в жизни?
-- Он был самым красивым, самым талантливым, самым умным, самым порядочным. Но иногда у нас не было взаимопонимания в бытовых вещах. Он был абсолютно творческим человеком. Ничего не умел делать руками. Например, если я пыталась затеять ремонт в квартире, он изумленно говорил, что сейчас не время, потому что он не решил еще, какой фильм будет снимать. Когда, наконец, сценарий был выбран, и я с облегчением решала приступить к ремонту, Леня опять возмущался, так как проходили кинопробы актеров. Но ремонт и кино никак не были взаимосвязаны, потому что бытовыми проблемами занималась я сама. Однажды я попросила его по инвалидной книжке (он был ранен в ногу во время войны, и всю жизнь носил в себе осколки) купить без очереди репчатый лук. Было это во времена социализма, когда некоторые продукты пропадали с прилавков магазинов. Он пошел и отстоял три часа, гордо объясняя потом, что соблюдал очередь, не пропуская никого вперед по инвалидным книжкам, потому что там стояли очень старенькие бабушки и было неловко их обходить. Но у него была одна прекрасная особенность – очень любил красивых женщин, весь светился от счастья, когда видел красивую женщину и мне ее показывал.
-- А вы не ревновали?
-- Нет, конечно. Я ведь знала, как он ко мне относится и какие у меня достоинства. Однажды я попросила женщину, которая ему очень понравилась, пригласить Леню на танец. Они потанцевали, а потом он сказал: "Она плохо танцует".
-- Нина Павловна, как вы поженились?
-- Мы учились в одной мастерской – актерско-режиссерской (объединенной). Григорий Александров преподавал режиссуру, а Ванин – актерское мастерство.
-- Вы и познакомились во ВГИКе?
-- Ну конечно. Он был очень высокий, а я совсем маленькая, и когда Леня сказал: "Нинок, давай поженимся", я ответила, что мы будем смешно смотреться, как Пат и Паташон. "Зато мне удобнее будет тебя, такую маленькую, носить на руках", – парировал он. Когда, уже будучи женатыми, мы иногда ссорились, я всегда напоминала ему, что он обещал носить меня на руках. "Ну вот, – говорил он, – ты еще и без юмора, а я на тебе женился". Фамилию решила оставить свою – Гребешкова, потому что я уже снялась в нескольких фильмах и была известна.
-- Гайдай пришел в институт с войны?
-- Да, после ранения в 1943 году. С цифрой 3 у него были связаны мистические вещи. В 1923-м родился, в 1953-м женился, а в 1993-м умер. Мы прожили с ним 40 лет.
-- Очень не хватает сейчас Леонида Иовича?
-- Как вам сказать… Он здесь, со мной. Он в памяти. Что бы ни происходило, я всегда думаю: "А как бы Леня прореагировал, что сказал бы?" Или: "Вот Леня бы порадовался". Все события оцениваю с его точки зрения.
-- Нина Павловна, стулья в вашей гостиной из гайдаевских "Двенадцать стульев?"
-- Конечно. Их осталось всего четыре из сорока (два гарнитура было), и он решил купить их, хотя они совсем не подходили к нашей мебели. Я его уговаривала взять всего один стул, но он забрал все, заплатив немалые по тем временам деньги, по 300 рублей за каждый. Леню надо было очень любить, чтобы его поступки не раздражали. Он мыслил эксцентрично. Но он был и очень мудр. Если кто-то поступал нехорошо по отношению к нам и я обижалась, он возражал мне, говоря: "Ну, это человек такой. Он не мог поступить иначе". А если, не дай Бог, я ругала этого человека в сердцах, например, идиотом, Леня сразу уходил. Он этого не любил и никогда не произносил таких слов, считая, что этим унижаешь себя.
-- То есть он не обижался, а делал выводы?
-- Да. И легко прощал.
-- А если Леонид Иович приступал к съемкам и не предлагал вам роли, как вы к этому относились?
-- Никогда не просила о роли. В фильме "Иван Васильевич меняет профессию" царицу сыграла Нина Маслова. Прошло много лет, Леня посмотрел этот фильм по телевизору и сказал: "Нинок, а почему я тебя не снял в этой роли?" Я ответила: "Не знаю". Он говорит: "Надо было сказать". У нас всегда складывались чистосердечные взаимоотношения в этом и счастье. Для меня он был великим и непостижимым.
-- Весело бывало на съемках?
-- Леня не любил, когда смеялись на съемке. Он делал акценты в монтаже, иногда что-то добавляя к смешному эпизоду, чтобы "смехоточка" не съедалась при прокате.
-- А раньше вы бывали в Америке?
-- Один раз, в турпоездке. Ездили: Анатолий Папанов, Ефим Березин (Штепсель). Была замечательная, веселая компания. Приехали в Лас-Вегас. Леня везде играл, проиграл свои деньги и пришел просить у меня: "Хочешь десять долларов?" "Хочу", – ответила я. "Тогда дай доллар, я принесу тебе десять". Конечно, проиграл, сказав: "Я тебе в Москве отдам". Все это было и смешно, и трогательно, и отказать ему было невозможно.
-- Вы много ездили с картинами?
-- Да, я объездила 20 стран.
-- Нина Павловна, вы сейчас живете с внучкой?
-- Ей 18 лет, и живет она у меня. Моя дочь Оксана закончила экономический факультет Института международных отношений. Вместе с мужем она была в Индонезии, в Кампучии, в Малайзии. Сейчас живет с мужем в однокомнатной квартире. А внучка со мной. Я не умею жить для себя, нужно заботиться о ком-то.