«Мне нравится, что ты мерзнешь, когда на улице 22 градуса. Мне нравится, что ты полтора часа тратишь на то, чтобы заказать сэндвич. Мне нравится эта морщинка, что появляется у тебя на переносице, когда ты смотришь на меня так, как будто я псих. Мне нравится, что даже в конце рабочего дня от моего костюма пахнет твоими духами. Мне нравится, что перед сном я хочу поговорить именно с тобой».
Эта и многие другие цитаты стали не просто классикой, а настоящей заповедью из библии ромкомов 80-90-х, лекарством от всех душевных болезней и хандры, вроде пластыря, которым можно заклеить грусть и залатать заунывный вечер. Мег Райан окрестили главной американской милашкой (american sweetheart), их творческий союз и душевное единение с Норой Эфрон породило три культовых ромкома не про подростков, а про тех, кому около тридцати – время, «когда легче встретить террориста, чем выйти замуж» (ладно, справедливости ради, фраза была сказана о тех, кому за сорок). Героиня Мег Райан в фильмах Эфрон чуть-чуть менялась, но всегда была связана со страницами и буквами на письме: журналистка или хозяйка книжного магазина детской литературы, которая позже станет писательницей. Эта девушка в трех разных ипостасях всегда была образованной, начитанной, чуть-чуть меланхоличной и обаятельно наивной. Разумеется, ближе к титрам ей полагается счастливый финал, предполагающий наличие любимого мужчины рядом, в двух случаях из трех – Тома Хэнкса.
Сегодня можно распаляться на критику, разбирать сексистские подтексты (он разорил ее магазин, уничтожил дело всей жизни, а она все равно влюбилась!) и крушить былую парадигму счастья. Но все же героини Мег были далекими от глянцевого идеала, ни Нора Эфрон, ни Роб Райнер не стремились открыто эксплуатировать ее сексуальность, а характер сводить до стереотипа. Во всех трех фильмах – «Вам письмо», «Когда Гарри встретил Салли» и «Неспящие в Сиэттле» – время хронометража почти поровну поделено между главными героями: это игра за две команды, а не исключительно «женский роман». Пожалуй, Нора Эфрон снимала и писала то кино, которое мог бы снять Вуди Аллен, будь он оптимистом: непрерывные диалоги, прогулки по Нью-Йорку и скромное, едва уловимое обаяние будничной жизни. Об эмоциональной пользе сладкой пилюли ромкома или идеологическом вреде можно спорить и дискутировать, но дело это неблагодарное, а кое- что не подвергается сомнению: и в 2020 году невозможно не любоваться и не вдохновляться нарядами героинь Мег Райан.
Героине Мег Салли предстояло пройти на экране путь длиной в двенадцать лет: от 20 до 32, с лета 1977-го по канун нового 1989 года – актрисе в тот момент было 28 лет.
Салли Олбрайт умница и недотрога, когда Гарри спрашивает ее о самой сокровенной сексуальной фантазии, она признается, что в воображении меняется лишь одежда, которая на ней надета, а образ мужчины так и остается безликим. Учитывая педантичность, с которой Салли подходит к заказу сэндвича или салата (эта черта характера досталась героине от Норы Эфрон), неудивительно, что и к своему гардеробу она относится с соответствующим вниманием.
Художницей по костюмам в фильме была Глория Грешам, которая спустя два года получит номинацию на «Оскар» за работу над фильмом «Авалон». 80-е – настоящая ярмарка одежды и сумасшедший взрыв в любом из гардеробов, этот модный бум, как и ностальгия по эпохе, эксплуатируется киношниками последние лет 10: пайетки, цветастые леггинсы, огромные джинсовые куртки и яркие принты. Впрочем, ничего подобного не встретишь на вешалке у Салли – сплошная классика и базовые вещи, которые будут актуальны всегда и подойдут на любой случай.
Чтобы показать 1979 год, Глория выбирает пиджак в клетку, аккуратную укладку и неброский маникюр – Салли уже не студентка-выпускница, а молодая журналистка, строгость и деловитость образа иллюстрируют новый жизненный этап. Сегодня клетка заново набирает обороты, а Vogue (нет другого пророка в своем отечестве) твердит, что без галстука не обойтись, на этот случай у Салли как раз есть бант-бабочка.
В отличие от героинь сериала «Секс в большом городе», которые никогда не носили один наряд дважды (исключение, кажется, только платье-пачка из заставки), Салли свой гардероб составляет куда более прагматично. Красный свитер с горлом в первом случае мисс Олбрайт надевает с вельветовым пиджаком, джинсами и кожаным ремнем. После того как Гарри будто невзначай говорит, что ей идут юбки, тот же самый свитер Салли надевает уже с шортами-бермудами, дополняя образ черными колготками с геометрическим узором. Кстати, можно обратить внимание и на то, что Глория Грешам рифмует наряды главных героев все больше и больше по мере их сближения, будь то косы на свитерах или пиджаки.
Еще одна деталь, просочившаяся в гардероб 2020-го, – это веревка для очков: то, что когда-то считалось атрибутом, подходящим только для библиотекарши, теперь носит каждая вторая девушка, у которой есть очки, просто потому, что это довольно удобно (факт из личного опыта), а черную веревку всегда можно заменить более симпатичной цепочкой.
В какой-то степени культовый осенний наряд Салли унаследовала от другой модницы – Дайан Китон, которая раз за разом в фильмах еще одного певца осени (весны, лета и зимы) в Нью-Йорке, Вуди Аллена, подтверждала свой статус эталона стиля (не без помощи художницы по костюмам Рут Морли). То были 70-е, Энни Холл точно так же носила пиджаки, фетровые шляпы и высокие брюки с ремнем – спустя 10 лет все это стало классикой. Которая еще и актуальна по любому поводу: после прогулки с Гарри Салли отправляется на свидание, не планируя переодеваться перед этим.
Помимо вышеперечисленного у Салли в гардеробе было множество уютных свитеров, водолазок, пиджаков, рубашек и джинсов, но попрощаться с героиней хочется на праздничной ноте – наряды со свадьбы лучших друзей и с Нового года (не того самого финального, а предыдущего) показывают, что, несмотря на разумное сочетание базовых вещей, всегда есть место платьям на особый случай, а маленькое черное всегда будет уместно, как и игристое полусухое.
«В этом твоя проблема: ты не хочешь любить, ты хочешь любить, как в кино».
В глазах Норы Эфрон, которая в этот раз заняла режиссёрское кресло, героиня Мег Райан снова стала журналисткой, в отличие от предыдущего фильма творческого союза, место работы здесь играет не последнюю, хотя все же вспомогательную роль в сюжете. Умница- отличница Энни Рид застегнута на все пуговицы, и этот троп синего чулка буквально реализуется в костюмах героинях: рубашки, пиджаки, кардиганы – настоящее царство пуговиц. Большая часть нарядов с воротниками и плечиками сегодня выглядят скорее старомодно, чем нержавеющей классикой, а порой даже может показаться, что моложавой Райан будто специально пыталась добавить возраста художница по костюмам Джуди Л. Рускин.
Тем не менее героиня вновь витает в облаках, по-другому не назовешь то, что она влюбляется в мужчину из-за его голоса на радио. Чтобы подчеркнуть мечтательность и ветер в голове, Энни добавили будто бы незначительную, но очень показательную деталь: в нескольких сценах в ее карманах лежат чайные пакетики, с висящими этикетками она даже покидает офис.
Несколько блеклые каждодневные наряды Энни, рубашки и платья, пальто, пиджаки, кардиганы и плащи сцена за сценой дополняются нитками бус (чаще жемчуга) и шифоновыми платочками в цветочек. Особенно удачно невесомый шарфик смотрится в финальной сцене встречи на крыше Эмпайр-стейт-билдинг, как сказали бы наши мамы и бабушки: «А как к глазам подходит!»
Пожалуй, это самый актуальный совет для нашего (почти прошедшего) 2020 года: попытаться не забывать об уюте и красоте домашней одежды, не лишая себя эстетики, только потому, что «никто же не видит».
Очень легко поддаться желанию весь год просидеть в одном и том же дырявом и растянутом свитшоте, но, глядя на Энни Рид, хочется уметь выглядеть хорошо и дома (не для кого-то, а для себя). Хлопок, шерстяные носки, расшитая кружевами ночная рубашка – маленький праздник, который всегда с собой. Эту привычку и внимание к домашней одежде переняла и следующая героиня Мег Райан, Кэтлин Келли. Ночная рубашка сменилась полосатой пижамой, но стремление быть опрятной и в четырех стенах никуда не исчезло.
Нора Эфрон доказывает в очередной раз, что влюбиться никогда не поздно, а у ромкомов совершенно нет возраста или срока годности: не только подростки бросаются в омут головой. Героиня Мег Райан Кэтлин Келли – хозяйка книжного магазины детской литературы, она живет с «психом из Observer», занудным и обаятельным журналистом Фрэнком Наваски, но втайне ведет переписку с незнакомцем из Сети на сервисе «Вам письмо» (конечно же, с Томом Хэнксом).
Для Кэтлин Келли подобран базовый классический или даже консервативный гардероб, что-то вроде стиля современной библиотекарши: водолазки, рубашки, свитера, платья и юбки-карандаши, ботинки-оксфорды и нейтральные цвета. Художником по костюмам в фильме был Альберт Вольски, в его багаже две премии «Оскар» за «Весь этот джаз» и «Багси» и ворох номинаций, а кроме того, он «одевал» и «Манхэттен» Вуди Аллена (Дайан Китон упоминалась выше).
В интервью журналу Instyle Вольски комментирует одежду Келли так: «Вам стоит вернуться в те времена. Я пытался одеть ее не обязательно консервативно, но она владелица книжной лавки, и я старался сделать ее более прилежной… В ней нет ничего модного. В противовес Паркер Поузи в фильме, которая играет модницу». Так же как и Глория Грешам в «Когда Гарри встретил Салли», художник стремился передать через костюмы стиль Нью-Йорка в целом и тоже время от времени повторял одежду героини в разных сценах.
Черная водолазка и платье-сарафан без рукавов – прямая цитата наряда продавщицы из другого книжного магазина, речь идет о героине Одри Хепберн в «Забавной мордашке». До мира гламура и обложек Джо Стоктон тоже «одевалась, как прилежная библиотекарша», пуговицы с платья исчезли, и на Мег Райан оно точнее подогнано по фигуре, но это скидка на прошедшие между фильмами 40 лет. От «Вам письмо» нас отделяет всего 22 года, так что совершенно точно это сочетание может и сегодня дополнить деловой гардероб.
Львиная доля гардероба Кэтлин Келли состоит из свитеров: вязка косичкой, с горлом, без горла, из ангоры или другой шерсти, светлые, темные, длинные и короткие – варианты на все случаи осенне-зимней жизни. Мег Райан напоминает, что при должном уходе свитера из натуральных материалов прослужат куда дольше, чем более дешевые аналоги из синтетики: они не потеряют форму и цвет после первой стирки, а главное, будут по-настоящему греть. Черный же вполне может стать праздничным цветом, который будет идеально гармонировать с рождественским настроением и переливами огоньков на елке.
Нора Эфрон не участвовала в создании «Анастасии», но пройти мимо абсолютно невозможно. В анимационной ленте Дона Блута и Гари Голдмана Мег Райан озвучила потерявшуюся во время революции царевну Анастасию. Не стоит подходить с серьезным анализом к интерпретации истории отечества в мультипликации, лучше просто поддаться волшебной фантазии на тему поисков дома и семьи.
Винтаж и актуальный последние несколько лет оверсайз стоит взять на заметку: пусть косоворотки пока далеки от моды, но пальто не по размеру и кепи точно займут свое место в гардеробе на зиму 2021 года.