«Скотт Пилигрим против всех» /Scott Pilgrim vs. the World/ (2010), то ли приключенческое кино, то ли романтическая комедия – это целый мир, наполненный разнообразными гиковскими штуками, компьютерными играми, гаджетами, музыкой, фильмами и еще Бог знает чем. Не выдав главных секретов самого фильма, мы поможем не заблудиться в этом мире, созданном автором комикса Брайаном Ли О'Мэлли и режиссером Эдгаром Райтом.
Если вы читали комикс или хотя бы видели трейлер фильма Эдгара Райта, вы поймете, что на него очень сильно повлияли ранние видеоигры – особенно Double Dragon и великие Super Mario Brothers. Даже названия рок-групп отсылают к геймерскому детству О'Мэлли «Моей первой игрой для Nintendo была Clash At Demonhead», – говорит он в интервью About.com. Так, если вы обратили внимание, называется одна из рок-групп в фильме. А банда, в которой Скотт Пилигрим играет на басу называется Sex Bob-omb – это имя одного из монстров в Super Mario. Восьмибитная классика владеет сердцем Скотта Пилигрима и умами его создателей. Компьютерная игра, которая делается на основе фильма, будет полноценной 2D аркадой, которая будет лентой разворачиваться слева направо, как «Марио», «Принц Персии» и другие великие игры восьмидесятых. Предполагается, что взрослые люди должны забиться нервной дрожью в приступе ностальгии, а молодежь, которая и понятия не имеет, какой эффект вызывает клавиша Shift в игре Golden Axe, недоуменно пожать плечами.
Джон Хьюз
Райт называл режиссера Джона Хьюза среди своих кумиров, сильнее всего повлиявших на мир «Скотта Пилигрима». По крайней мере, на те моменты фильма, где герой не дерется самозабвенно со злодеями. Так, например, «Клуб »Завтрак« сильно повлиял на динамику развития персонажей, а «Выходной день Ферриса Бьюллера» /Ferris Bueller's Day Off/ (1986) Райт показал Майклу Сера, исполнителю главной роли, в ночь перед тем, как все заверте… В смысле, перед началом съемок. Фильм стал талисманом »Пилигрима«, немного печальным, потому что Хьюз умер как раз когда шли съемки. Мэри Элизабет Уинстед пояснила это так: »Эдгар хотел создать такую химию, которая была бы настоящей, естественной и приземленной, чтобы когда персонажи оказывались в безумном вымышленном мире, вы бы все равно за них беспокоились, как за родных…. и это сработало«.
Манга
Юношеским потрясением О'Мэлли был не только японские комиксы, но и инструкция по тому, как их рисовать. »Одним из источником вдохновения для всего этого безобразия стала книга «Даже обезьяна может рисовать мангу» Кодзи Аихара и Кентаро Такикума. Я тогда как раз начинал рисовать карикатуры, читал главу о Шонен Манга (манга для школьников) и думал, как же все это круто«, – рассказал О'Мэлли About.Com. Первыми на ум приходят, разумеется, легендарные Ranma 1/2 и Sailor Moon, но есть и менее известные истории. Например, »BECK« Харольда Сакуиси о неизвестной рок-группе, которая пытается прорваться на поверхность. Или »Нана« Аи Язава, женская манга о девушке, которая пытается разобраться со своей жизнью и любовными историями.
Музыка
О, Канадаааа! О'Мэлли вырос в этой благословенной стране и разумеется местные рокеры просочились в его мозг и проросли там. Имя героя, например, возникло из инди-поп песни группы Plumtree из Галифакса. Конечно, когда Райт собирал саундтрек для фильма, он обратился прежде всего к инди-командам из Торонто: Metric и Broken Social Scene. А Крис Мерфи, местный гитарный и барабанный гуру устроил для артистов тренировочный рок-лагерь. Что же касается песен группы Sex Bob-omb, то этот веселый гаражный гранж набросал на коленке сам великий Beck, уроженец Лос-Анджелеса, который, в общем, довольно далеко от Канады.
Spaced
Когда Райт говорит о режиссерах, которые на него повлияли, он называет Хьюза, Сэма Рэйми, Питера Джексона… и Эдгара Райта. »Когда я читал первую книгу, она немного напомнила немного «Spaced», – говорит Райт. «Spaced – психоделический английский ситком (придуманный Райтом и его постоянными коллабораторами Саймоном Пеггом и Ником Фростом), в котором очень много флэшбэков, снов и прочего. А этот фильм, а до того комикс – бесконечный сон внутри сна». Таким образом режиссер предлагает еще одно вполне заслуживающее внимания прочтение фильма, согласно которому все его действие происходит в голове Скотта Пилигрима. Это, кстати, многое объясняет….
Джеки Чан
Для съемок яростных дуэлей Пилигрима с «бывшими» Райт нанял лучших из лучших, а именно Брэда Аллена и Чжана Пена, которые уже много лет работают с Джеки Чаном. «Забавная штука с Алленом и его командой. Выдаешь им задание, рисуешь сцену в раскадровках, безумно сложную и амбициозную, а они поднимают градус и делают ее еще на порядок круче», – говорит безжалостный Райт, который заставлял актеров как можно больше трюков выполнять самостоятельно, для чего беднягам нужно было всерьез тренироваться. «Это было не очень трудно, потому что Райт предельно ясно объяснял, что ему нужно, причем не только устно, но и визуально», – говорит Джейсон Шварцман. У режиссера всегда были наготове анимированые клипы и сцены, уже снятые с каскадерами, так что он всегда мог наглядно показать актерам, что именно от них требуется.
Мюзиклы
Вроде у Джина Келли или Джона Траволты не так уж много общего со Скоттом Пилигримом. Не считая, конечно, странных любовных переживаний и того, что Траволта выторговывает себе новые роли с помощью огромного огненного меча*. Но мюзиклы занимают важное место в голове Эдгара Райта, и свой фильм он рассматривал и с этой точки зрения. «Это следовало разыграть, как мюзикл», – объясняет он LA Times. «Дэнни Зуко и Сэнди Ольсон начинают время от времени петь в «Бриолине» /Grease/ (1978), и в конце номера никто не говорит им: отлично вы. ребята, выступили, у вас настоящее шоу. Это принимается как должное». Ну и плюс, всякий раз, когда в каком-нибудь фильме происходит сражение рок-групп, музыка становится оружием, из которого рождается настоящий конфликт.
*Это неправда
Звездные войны
Понятно, что сегодня любой подросток воспринимает героические мифы исключительно через бородатый фильтр Джорджа Лукаса. Жизнь Скотта Пилигрима – наполовину компьютерная аркада, но наполовину это и настоящая история героя. Ему, конечно, не хватит внутреннего огня Анакина Скайуокера, чтобы перейти на Темную стороны Силы, отчего он куда больше напоминает добряка Люка, который растет над собой во все более сложных сражениях. Ну и кстати, давайте уж дадим вам небольшой спойлер: в конце, как в любой аркаде, состоится битва с Боссом, и сражение это будет идти на лучевых мечах. «И какой фанат Звездных войн не готовился к этому всю жизнь?», – спрашивает Шварцман.
Адам Уэст в роли Бэтмэна
«Эта история – больше комедия, не мрачная, как «Город грехов» /Sin City/ (2005), не реалистичная, как «Темный рыцарь» /Dark Knight, The/ (2008), я хотел показать поп-артовые элементы комиксовой культуры», – рассказал Райт Collider.com. «Этот образ отсылает к «Бэтмену» /Batman/ (1966) с Адамом Уэстом, «Флэшу Гордону» /Flash gordon/ (1980) и другим старым супергеройским фильмам. Они смешные». Теперь Большой Папочка из «Пипца» /Kick-Ass/ (2010) не останется единственным в этом году намеком на Уэста в плаще и маске. Мир «Скотта Пилигрима» под завязку забит образами из оригинального комикса О'Мэлли которые к тому же преувеличены и доведены до абсурда. И да, еще там есть отсылки к компьютерным играм: «knock out»-сцены (сцены добивания в конце боя) взяты напрямую из, например, игры Street Fighter.
Торонто
Торонто в этой истории – один из главных героев. О'Мэлли поместил действие в те кварталы города, куда иногда ребенком ездил на автобусе, так что уже сейчас можно разрабатывать туристические маршруты в дисконтный магазинчик Честного Эда, в Каса Лома и в мексиканский ресторан Подлого Ди. Райт же пошел дальше и сделал город героем фильма. Ирония тут заключается в том, что мы видим в кино очень много Торонто, но обычно город играет роль Нью-Йорка или, скажем, Бостона, где снимать дорого и трудно. В «Братьях блюз 2000» /Blues Brothers 2000/ (1998), кстати, он играл роль Чикаго. Тут же во время подготовительного периода возникла идея снимать в Нью-Йорке – выяснилось, что это чуть дешевле. Слава Богу, от идеи отказались. «У нас есть сцена, во время боя с Лукасом Ли, когда задник для его фильма срывают и за Empire State Building видно нашу телебашню – дань уважения и поклон городу, который обычно замарывают в фотошопе», – рассказал он в радиошоу The Treatment.