Лиаму Нисону — 68! Вспоминаем самые яркие образы актёра: от культовых академических драм до бойких комедий и жестоких боевиков.
В костюмированном эпике Мартина Скорсезе Нисон играет «Отца» Вэллона — главаря банды ирландских поселенцев, вступивших в кровавую войну с «коренными» американцами, ведомыми Мясником Биллом. Роль у актёра, прямо скажем, небольшая: он погибает в самом начале, и именно его смерть запускает дальнейшие события — а конкретно долго тянущуюся месть его сына Амстердама, сыгранного Леонардо Ди Каприо.
Но, несмотря на скромный хронометраж, Нисон успевает запомниться своим ярким образом лидера-харизматика с крестом в качестве оружия. К тому же здесь актёру наконец пригодились его национальные корни — Лиам действительно приехал в США из Северной Ирландии.
В трилогии приквелов «Звёздных войн», снятой самим родителем франшизы Джорджем Лукасом, Лиам Нисон появляется только в первой части, но зато в какой роли! Здесь он Квай-Гон Джинн, великий джедай и наставник не менее великого (в будущем) Оби-Вана Кеноби. Именно он — жаждая найти наконец баланс в Галактике — принимает к себе Энакина Скайуокера, и он же выступает в фильме таким моральным центром: объясняет на собственном примере, что значит быть настоящим рыцарем. И, как и подобает наставнику в «Звёздных войнах», героически погибает, сражаясь с Дартом Молом.
Нисону вообще очень идут роли мудрых наставников (мы в этом убедимся ещё по следующему пункту в списке) — что-то есть в его фактуре лица, что заставляет вслушиваться в каждое его слово. И при этом ждать от него какого-то подвоха: наставники в исполнении Лиама всегда держат за пазухой какой-то страшный секрет.
В первой части трилогии Кристофера Нолана молодой Брюс Уэйн отправляется на базу Лиги Теней — таинственной организации, поставившей себе целью бороться с мировыми пороками. Там он обучается всему, что ему пригодится для войны с преступностью, под чутким руководством своего тренера Анри Дюкарда (его-то как раз и играет Нисон). Позже Бэтмен понимает, что единственным рабочим методом лига считает геноцид, расходится с ней во мнениях и взрывает базу, параллельно, правда, спасая своего учителя.
Вот только Уэйн не знает, что Дюкард лишь притворяется обычным слугой. На самом деле он Ра'с аль Гул — могущественный и, по слухам, бессмертный лидер Лиги Теней. Нисон убедителен здесь как в образе чуткого наставника, так и как зловещий суперзлодей — сложная психологическая дихотомия персонажа ему даётся легко. Все, конечно, помнят Джокера Леджера и Бейна Тома Харди, но, думается, Ра’с аль Гул в исполнении Нисона — не менее выдающийся нолановский антагонист.
Самая, пожалуй, физическая роль Лиама Нисона. В «Схватке» его герой вместе с рядом других горемык оказывается на терпящем крушение самолёте посреди Аляски. Вокруг ни души, одни лишь волки, явно намеренные сожрать выживших пассажиров. Теперь героям надо попытаться дойти до цивилизации, попутно отбиваясь от кровожадных хищников, — благо, герой Нисона неплохо разбирается в охоте.
Лиаму тут больше, чем в других фильмах, приходится кряхтеть, ползать, бегать и всеми путями сражаться с дикой природой — он тут почти Ди Каприо из «Выжившего», разве что печень бизона по-настоящему не ест (зато по-настоящему ест волка, правда, за кадром). Ему хорошо удаётся пройти этот актёрский тест классическим конфликтом человека и природы, но, кроме этого, в «Схватке» на его плечи ложится и модернистский конфликт человека с самим собой. Как мы узнаём из рваных флешбэков, персонаж Нисона пережил трагедию и был твёрдо намерен покончить с той самой жизнью, за которую теперь так отчаянно сражается. Это добавляет его герою какое-то дополнительное измерение, и сам актёр прекрасно с ним справляется.
Самая меметичная (в широком смысле слова) роль Лиама Нисона, с который его теперь, хочешь не хочешь, ещё долго будут ассоциировать. В «Заложнице» он играет бывшего агента спецслужб, чья дочь уезжает погостить к подруге во Францию. Там двух девушек похищают — чтобы, вероятно, продать в секс-рабство. Герою Нисона ничего не остаётся, кроме как сделать легендарный звонок похитителям: с обещанием применить все свои умения, чтобы найти и убить мерзавцев.
Мало кто до выхода «Заложницы» предполагал, что уже немолодой Нисон будет настолько убедителен в качестве неостановимой и несокрушимой убийственной силы, этакой беспринципной руки Возмездия, готовой на всё, чтобы дойти до цели. Зато после «Заложницы» его начали массово звать на похожие роли — и Лиам, судя по его фильмографии, был не против и потому на долгое время застрял в однотипных боевиках. Потом даже пришлось высмеивать самого себя в «Снегоуборщике» (тоже, кстати, классном фильме, хотя в этом списке его и нет).
У Мартина Скорсезе всегда были сложные отношения с религией — вспомнить хотя бы его «Последнее искушение Христа», — и свою новую позицию относительно христианских догматов он выразил в «Молчании», медитативной и тихой драме о двух миссионерах, отправившихся в Японию, чтобы вызволить оттуда своего учителя. Лиам Нисон как раз и играет этого учителя, отправившегося распространять Евангелие в место, которое этого совсем не просило, и в итоге пошедшего на компромисс с японской ментальностью, не приемлющей западных религиозных установок.
«Молчание» вышло, как раз когда Нисон застрял в однотипных ролях героев- одиночек, и доказало, что актёр всё ещё может сыграть, в общем, кого угодно. Даже настолько сложного, тонкого и нюансированного персонажа, как местный отец Ферейра.
Между второй и третьей частями «Зловещих мертвецов» Сэм Рэйми снял «Человека тьмы» — не менее безумный старомодный геройский палп о враче, который почти изобрёл искусственную кожу, когда вдруг подвёргся нападению преступников. Банда изувечила его самого и взорвала его лабораторию — теперь у него буквально нет лица и есть лишь одно желание: отомстить.
В «Человеке тьмы» Нисону в кои-то веки удаётся полностью раскрыть свой комедийный талант — которым в его поздних ролях, к сожалению, не так часто пользуются. Здесь он играет карикатурного «нуарного» героя, нестабильного психопата, готового сломать пальцы нечестному продавцу за плюшевого медведя в Луна-парке. Гениальное, хотя и незаслуженно забытое кино с не менее гениальной ролью Нисона.
Прорывная роль Лиама Нисона, до этого известного только по парочке комедийных ролей (опять же «Человек тьмы»). В «Списке Шиндлера» Спилберг специально искал актёра, не затасканного в Голливуде, и нашёл его в лице тогда ещё молодого и талантливого ирландца. Нисону досталась психологически сложная роль немецкого магната Шиндлера, который из циничного бизнесмена вырастает в жертвенного филантропа, спасающего жизни евреям-рабочим.
Во времена, когда о холокосте только начинали говорить вслух, «Список Шиндлера» стал главным поп-культурным высказыванием об этой мировой трагедии — и, возможно, остался таковым по сей день. Нисон здесь сыграл роль всей своей карьеры: его финальный монолог о том, что он мог бы спасти больше людей, прошибает даже на десятый просмотр. Жаль, что актёр так и не получил за неё «Оскар» — и с тех пор даже ни разу не номинировался.