Лубочная патриотическая эрзац-похлебка, рассчитанная на поклонников Димы Билана и пустоголовых зрителей, готовых любое кино с приставкой «историческое» принимать за истину
Россия. Начало XX века. Накануне Первой мировой войны молодой поручик Андрей Долматов знакомится с княжной Верой Чернышевой, взаимные чувства влюбленных ведут к скорой свадьбе, но планы перечеркивает новость о мобилизации… В наши дни автослесарь Андрей получает необычный заказ от видного бизнесмена – нужно посетить Париж, встретиться там со старушкой из числа русских эмигрантов и провести оценку старинного автомобиля, который она желает продать. Сперва молодой человек под напором мошенника пытается обмануть женщину, но, проникнувшись ее трагической историей, решает сохранить честь, тем более что рассказ о событиях вековой давности пробуждает в Андрее новые чувства.
Когда на постере грядущего фильма 60% пространства занимает лицо популярного исполнителя песен, а имя «Дима Билан» указано шрифтом едва ли не большим, чем название картины, цели создателей «Героя» не выглядят загадочно. Ядерная аудитория фанаток певца чуть менее чем полностью состоит из девочек и девушек возрастом от 10 до 18 лет, и это ровно те люди, которые составляют костяк зрительниц, наполняющих кинозалы. Расчет прост: девочки, сходящие по Билану с ума, не откажут себе в удовольствии посмотреть фильм со своим кумиром в главной роли. Глядишь, и кино отобьется.
Если прицел инвесторов понятен, то участие в сомнительной постановке Министерства культуры РФ и Русского военно-исторического общества говорит лишь о низком уровне образования и понимания механизмов киноиндустрии этими двумя почтенными организациями. Слепое поклонение идолу патриотизма не может привести ни к чему хорошему, и «Герой» – живой пример того, как НЕ НАДО делать воодушевляющие картины.
Сложно даже выбрать направление, по которому «Героя» стоит «отшлепать» в первую очередь. Может быть, стоит хмыкнуть по поводу весьма сомнительной с точки зрения смысла и нелепой в реализации идеи с «переселением душ» или «вечной любви», которая якобы «преследует» несчастных сквозь века, страны и различия в общественном строе? Или лучше попытаться препарировать соотношение названия фильма и его содержания, потому что «героем» в фильме кого-то можно назвать только с невероятной натяжкой? Или же отринуть содержание картины и обратить внимание на неубедительную работу актеров, «карамельную» картинку вымышленной имперской России и ужасающую игру в «солдатиков»? А может, вообще повернуться, как это сделали авторы, спиной к своей стране и со всем патриотичным пафосом воспевать Париж?
Да, «Герой» весь состоит из угловатых нестыковок, его не назовешь даже набором сцен, это формальное, выполненное для галочки кино со смутным посылом и полным отсутствием каких бы то ни было смыслов. Лучшие и самые красочные сцены здесь сняты в ненавистном Париже, величие здесь приписывается разрозненной и раздробленной Белой армии, оказавшейся неспособной собрать силы в единый кулак перед угрозой Гражданской войны. Офицеры здесь пьют шампанское, ухаживают за дамами и стреляют по яблокам на головах своих подчиненных так, словно они сошли со страниц дурного рассказа из книжки в мягкой обложке. Барышни им под стать, сперва корчат мину в ответ на ухаживания, а затем отдаются в лапы мошенников со всеми потрохами. Удивительно черствое, картонное зрелище.
Особенно смешно в «Герое» то, что все, чем зритель в итоге должен гордиться, эта поделка режиссера Юрия Васильева лишь втаптывает в грязь. Великую Россию персонажи фильма не просто потеряли, но и разрушили собственными руками, любовь свою главные герои хоть и пронесли через годы войны, но не сумели воплотить в простое человеческое счастье. В фильме вообще нет ни одного счастливого персонажа – все либо обманывают других, либо обмануты сами, никто не живет спокойной умиротворенной жизнью, все судьбы сломаны, и особых надежд на светлое будущее фильм не дает.
Поиск исторической справедливости – не тема рецензии фильма, пусть и заявляющего гордо: «Создано на основе реальных событий», но некоторые вопросы обойти стороной не представляется возможным, ведь говорят они прежде всего об отношении авторов к стране и зрителям. Так вот, фильму вовсе не делает чести огульное очернение результатов русской революции 1917 года. Как бы там ни было, «красные» оказались сильнее «белых», и хотя бы это должно вызывать уважение у «переобувшихся» в новом веке «военных историков», вышедших из того же СССР, который сегодня они поносят. А отчетливо проартикулированное слово «скот» в адрес всего русского народа, не присоединившегося к корниловскому «ледовому походу», – и вовсе диагноз. Так вытирать ноги об людей не позволительно никому, в каком бы патриотическом экстазе подобное ни было сказано.
С 31 марта в кино.