Этой весной проекты компании Good Story Media — комедийный сериал «Патриот» с Алексеем Базановым и Антоном Жижиным, продолжение «Реальных пацанов» — сериала, который идет в эфире уже десять лет, и драматическая комедия «Мир! Дружба! Жвачка!» о взрослении в девяностые годы — вывели телеканал ТНТ в лидеры по доле и зрительскому рейтингу. Продюсеры самого известного в России продакшена, который зародился не в Москве, а в Перми — Антон Щукин, Антон Зайцев и Артем Логинов, — уверены, что их успех это не что иное, как кропотливая работа и попытка вести максимально честный диалог со зрителем. Рассказываем, как компании Good Story Media удается придумывать истории, которые обсуждает вся страна.
На сегодняшний день самым успешным сериальным запуском 2020 года считается запуск комедии «Патриот» на телеканале ТНТ, премьеру которой в марте посмотрело 18,8% телезрителей в возрасте от 14 до 44 лет. «Патриот» — это классический ситком, главный герой которого, бывший солдат Саня Кучин, возвращается в родной городок, чтобы навести здесь порядок. У честного и деятельного Сани есть мечта — сделать свой двор лучшим местом на земле и перевоспитать последнего алкоголика. Оказалось, что сегодня, когда тема патриотизма в России не сходит со страниц и экранов СМИ, зрителям необходима легкая и остроумная комедия на эту тему, по духу похожая на советское кино с его понятными метафорами и добрым юмором. Таким получился «Патриот», идея которого принадлежит Зайцеву, Щукину и Логинову, а также Алексею Базанову, который не только продюсировал сериал и писал его сценарий, но и снялся в одной из главных ролей.
«Юмор помогает сохранять иронию, чувство, которое не дает себя деморализовать. При количестве сложностей, которые выпали на долю России, юмор — это единственное, что дарит надежду на лучшее», — уверен Антон Щукин.
«Любая комедия — это позитивный взгляд на жизнь, который дает силы преодолевать бытовые проблемы, Наши комедии — это анестезия при лечении зубной боли, где зуб — это жизнь, а боль — это быт», — говорит Антон Зайцев.
Пожалуй, главное, за что Россия любит комедии Good Story Media, — это жизнеподобие. В «Патриоте», как и в хитах продакшена «Реальные пацаны», «Ольга» или «Физрук» (которые совсем скоро вернутся в эфир ТНТ с новыми сезонами), вы услышите ту самую речь, которую слышите у районного магазина, увидите типажи, с которыми точно встречались, и ситуации, в которые точно попадали.
«Нам кажется, что людям хочется смотреть про себя, узнавать себя и близких в историях, которые они смотрят, — уверен Артем Логинов. — Этого не очень хватает на российском телевидении. Такие истории непростые, потому что требуют осмысления времени, в котором мы живем. Это всегда сложнее, так как дистанция минимальна, легенд и мифов о времени еще не создано, и ты их создаешь сам. Но это и интересно».
Впрочем, сериалы, сделанные с дистанцией по отношению ко времени, у Good Story Media тоже есть. Это ситком «Восьмидесятые», четыре сезона которого продакшен снимал для телеканала СТС вместе с Sony Pictures Entertainment, и драматическая комедия «Мир! Дружба! Жвачка!», показанная этой весной сначала на видеоплатформе PREMIER, а затем и в эфире ТНТ с премьерной долей 13,1% по аудитории 14-44. Эти цифры вывели ТНТ в лидеры вечернего слота 22:00.
«Мы 10 лет шли к тому, чтобы вышел этот сериал. Первая версия была написана в 2008 году, — говорит Антон Щукин. — Сначала мы отвлеклись на сериал «Восьмидесятые», и 2000-е годы, время нашего маленького застоя и стабильности, видимо, чем-то напоминали аудитории 80-е. Как будто само время не пускало «Мир! Дружбу! Жвачку!».
Сериал с ансамблем молодых актеров – Егором Губаревым, Егором Абрамовым, Валентиной Ляпиной и Федором Рощиным, а также восходящей звездой нашего нового кино Юрой Борисовым («Бык», «Аванпост») — это не только и не столько романтическая история о девяностых как о времени вареных джинсов, песен Татьяны Булановой и первых «Сникерсов». Это первая на нашем телевидении попытка осмыслить время, которое одним дало возможности, а другим разрушило жизнь.
«В том, что мы любим анализировать победы, есть определенная незрелость нашего общества. Необходимо научиться обсуждать и проблемы, шрамы из прошлого, чтобы делать выводы, — считает Щукин. — «Мир! Дружба! Жвачка!» — это разговор о поколении, которое не стало участником варварского передела, ведь они были детьми. Нынешние сорокалетние молча наблюдали за трагедиями, которые происходили с нашими родителями, бабушками и дедушками. Многие проблемы нашего поколения, а нам сейчас плюс-минус 40 лет, корнями уходят в это время, и мы решили, что пора об этом поговорить».
Интересно, что в журналистской и кинокритической среде сериал спровоцировал раскол. Его много ругали за излишнюю декоративность, вольное обращение с приметами времени, называли фантазией на тему мифов России эпохи перемен, но и хвалили — за попытку поделиться личной историей, в каждом кадре которой чувствуется любовь создателей к тому, что они делают. Дискуссии вокруг сериала — верный признак того, что продюсерам удалось нащупать нерв и зрительский запрос, хотя Антон Щукин уверен, что работа с запросом — не самая сильная сторона его компании:
«Нам не очень удается работать со зрительскими запросами. По сути, нет никакой системы, которая могла бы собрать и обработать данные, чтобы сформулировать запрос. Это будет ответ из вчера. Особенность сериального производства — думать сейчас о том, что будет в лучшем случае через год, а то и через два. Год мы пишем сериал, иногда удается это сделать за 9-10 месяцев, полгода идут подготовка и съемки, минимум три месяца — монтаж. Приходится быть Вангой, предугадывать завтра. Искать в себе то, что будет тревожить тебя в будущем, а если это тревожит тебя, значит, это коснется еще какого-то количества будущих зрителей. С изобретением машины времени должно стать полегче. Но в итоге все, что мы пишем, и успешное, и провальное, это наша попытка вести диалог с собой и зрителем».
Сериалом, который уже на протяжении десяти лет рассказывает зрителям о том, что их волнует, стал дебют Good Story Media на ТНТ — мокьюментари-ситком «Реальные пацаны», пилот которого был снят в далеком 2009 году за личные 70 тысяч рублей Зайцева, Логинова и Щукина. Этой весной на ТНТ вышел новый сезон «Реальных пацанов» с участием бойца ММА Исмаила Магомедова, который стал персонажем вселенной главного героя Коляна Наумова. Уже по доброй традиции ситком стал лидером слота 20:30 с долей 12,9%.
«Я думаю, что успех «Реальных пацанов» в команде, которая не менялась почти 10 лет, — делится Антон Зайцев. — И создатели, и актеры любят эту историю, этот мир. И зритель чувствует эту любовь, видит качество труда. Герои сериала — уже друзья зрителей, смешные и любимые, и когда они приходят в гости, им всегда рады. А еще это проект, который говорит с Россией на понятном языке, предлагая понятные, смешные и добрые шутки, без оттопыренного мизинчика заумных историй, без лихой грубоватости, мата и пошлости. Поэтому его любит Россия и не замечает русский Фейсбук».
Проекты, которые попали в поле зрения условного «русского Фейсбука», у Good Story Media тоже есть. Это, конечно, «Физрук» с Дмитрием Нагиевым, народным слоганом которого стала фраза «подружил Россию айфона с Россией шансона». После его премьеры Щукин, Зайцев и Логинов побывали в студии либерального телеканала «Дождь», обсудили комедию о бывшем братке из девяностых со столичными кинокритиками, попали на страницы модной «Афиши», а сериал при этом посмотрел каждый третий житель нашей страны. В этом сезоне, кстати, запланировано долгожданное возвращение сериала в эфир после многолетнего перерыва. «Иногда нужно отдыхать друг от друга, чтобы снова понять, что все должны быть снова вместе», — комментирует Щукин.
Кроме комедии, которую продакшен считает своим главным жанром, и экспериментов с драмой (этой весной в эфире ТНТ также прошла телевизионная премьера скандального сериала «Звоните ДиКаприо!» с Александром Петровым, поднимающего тему ВИЧ, а также стартовал показ драмеди «БИХЭППИ» о проблемах современных тридцатилетних), Good Story Media работает и с жанром реалити, который продакшен меняет на свой лад — хорошей сериальной истории.
Речь о «Солдатках» — шоу, которое сделано в жанре реалити-сериала. Его премьерные эпизоды собрали долю в 18% по аудитории 18–30 лет и 11,5% среди зрителей 14–44 лет. «Солдатки» — это созданный вместе с Министерством обороны проект о том, как девушки, привыкшие к комфорту, попадают на службу в реальную армейскую часть. Фирменные приемы Good Story Media — жизнеподобие и комедия — хорошо прижились в этом проекте. Сериальную драматургию здесь задает сама жизнь: в шоу нет правил, есть только настоящий армейский устав, подчинение или неподчинение которому и является двигателем истории. Нет привычной для реалити-шоу механики «игры на выбывание», нет ведущего. «Солдатки» дали Good Story Media возможность поэкспериментировать с продюсированием:
«Есть два подхода в продюсировании: ставить на хорошую идею и ставить на хорошую команду. Мы пошли за классными молодыми ребятами, которые сделали небольшое реалити-шоу для канала «Москава24» про жизнь полицейских на улицах Москвы. Нам очень понравилось, что его креативные продюсеры Наталья Вагонова и Сергей Куваев были сфокусированы на чувствах своих героев, на их отношениях. И ребята полностью оправдали наши ожидания, сделали шоу, где на первом месте отношения между девочками, их смех, их слезы», — рассказывает Щукин.
Шоу о том, как девушки преодолевают себя и проходят проверку испытаниями в российской армии, стало первым проектом, который приоткрыл для зрителей завесу тайны над государственной структурой и начал развеивать слухи о ней. Для Good Story Media это еще один важный принцип работы:
«Разрушать стереотипы приятно. Обычно на их руинах появляются новые стереотипы. Их тоже следует разрушить уже следующему поколению. Им это тоже будет приятно», — шутит Антон Зайцев.