В павильоне мельбурнских Docklands Studios Кэти Холмс и Гай Пирс разыгрывают небольшую сцену из их нового фильма «Не бойся темноты» /Don't Be Afraid of the Dark/ (2010). Они стоят на крутой лестнице, ведущей в чрезвычайно зловещий подвал, и не то чтобы ссорятся, а, скорее, разговаривают на повышенных тонах. Это не страшно. Увы, из всех эпизодов, которые видели на студии корреспонденты EMPIRE, мы можем рассказать лишь о нескольких. В других сценах появляются острые бытовые предметы, например, зубило, которое в домашних условиях успешно заменяет бор-машину. Это страшно. Таким и обещает быть фильм. Немудрено – за съемками надзирает маэстро хоррора.
«»Не бойся темноты« – это по-настоящему страшное кино, – говорит Гильермо дель Торо. – Машина для производства страха».
Когда мы побывали на площадке в 2009 году, дель Торо с головой был погружен в препродакшн «Хоббита». Мексиканский режиссер выкроил немного времени, чтобы спродюсировать ремейк малоизвестного ужастика 70-х, а снимать фильм позвал своего протеже Троя Никси, которого дель Торо заприметил по короткометражке «Плач отмычки» («Latchkey's Lament»).
«Я посмотрел оригинал, только когда начал работать над ремейком, – признается Никси, отвечая на вопрос о жутком телефильме Джона Ньюленда 1973 года. – Когда он вышел, мне был год. Но я посмотрел его на YouTube и постарался разобраться, что именно делает его таким страшным». Хотя она не так уж широко известна, классическая история семьи, которая въехала в дом, населенный злобными духами, за много лет приобрела культовый статус и массу поклонников, в числе которых был сам дель Торо. «Почти все мои знакомые в возрасте от сорока до пятидесяти, видевшие оригинальную картину, говорят: »Да-а, в детстве это кино напугало меня до усрачки!« – смеется Никси. – И сразу добавляют: »Ты смотри не запори ремейк-то!«»
Сегодня попытка Никси не запороть фильм включает в себя эту самую сцену с Холмс и Пирсом на фоне вселяющих страх декораций: только что супруги обнаружили в недрах огромного, древнего, пугающего дома тайное помещение. Именно здесь их восьмилетняя дочь, Салли (Бэйли Мэдисон), нечаянно станет причиной зловещих, а для кое-кого и фатальных событий с участием кошмарных крошечных злодеев.
Но не думайте, что «Не бойся темноты» похож на ленты Джо Данте. «В самом начале мы обсуждали, не будет ли наше кино напоминать «Гремлинов» /Gremlins/ (1984). Не-е-е-е-ет! – снова смеется Никси, а потом объясняет. – В мотивах наших злодеев нет ничего смешного. Предыстория такова: они хотят затащить людей, особенно детей, в свое царство. Они ластятся и играют, хотя и в несколько жутковатой манере… но только до тех пор, пока ребенок не расскажет о них родителям. Тогда они сбрасывают личину и превращаются в омерзительных, страшных недругов».
Однако простыми страшилками тут дело не ограничивается. Канадского режиссера привлекло в проекте еще кое-что: «Я хочу, чтобы зритель переживал за Салли, желал защитить ее, а не просто дергался от испуга – это было бы слишком примитивно. Я добиваюсь того, чтобы история стала по-настоящему печальной».
Здесь, само собой, влияние дель Торо (написавшего сценарий к ремейку вместе с Мэтью Роббинсом) проявляется сильнее всего, если судить по сюжету и визуальному ряду, «Не бойся темноты» напоминает «Хребет дьявола» /Espinazo del diablo, El/ (2001) и «Лабиринт Фавна» /Laberinto del Fauno, El/ (2006). «Я обожаю снимать кино о древних мифических существах, которые живут в современном мире, – соглашается дель Торо, пытавшийся запустить этот ремейк почти два десятка лет. – И о том, как им удается сохранять свою незаметность. Об этом »Лабиринт фавна«, во многом об этом «Хеллбой 2» /Hellboy II: The Golden Army/ (2008), в »Не бойся темноты« тоже есть отголоски этой идеи – она все не дает мне покоя».