Индиана Джонс был придуман создателем «Звездных войн» Джорджем Лукасом, собравшем в одном персонаже черты лучших искателей приключений XX века. Фильмы о герое были поставлены Стивеном Спилбергом и оказали неоценимое влияние на всю индустрию, став первыми голливудскими блокбастерами. К выходу Indiana Jones and the Great Circle от Microsoft рассказываем вам о главных играх по великой франшизе.
Indiana Jones and the Great Circle – первая игра про героя за последние пятнадцать лет (а если учитывать только значимые проекты, то и все двадцать). За это время успело смениться не одно консольное поколение, карьера Лары Крофт пережила невыдающийся перезапуск, да и тот же Натан Дрейк благополучно вышел на пенсию. Казалось бы, идеальный момент для камбека, однако и сам доктор Джонс пребывает не в лучшей форме: провал прошлогоднего «Колеса судьбы» поставил вопрос об актуальности персонажа в современной культуре. Хотели разработчики того или нет, но на их плечи свалилась задача реанимировать всю франшизу.
Шансы на успех, впрочем, весьма высоки. Титулованная студия Machine Games не стала слепо копировать формулу Uncharted, а воссоздала антураж фильмов Спилберга со своим отличительным почерком. Как и дилогия Wolfenstein, проект предложит вид от первого лица (с проработанными анимациями игрового тела), захватывающие кат-сцены и линейные, но достаточно разветвленные уровни. В то же время авторы прекрасно понимают природу своего героя, и не пытаются сделать из Инди второго Би Джея Бласковица. Вместо бронебойных автоматов и пулеметов, игроку придется полагаться на голые кулаки, фирменный джонсовский хлыст и всевозможные подручные предметы, а оптимальным всегда будет считаться скрытный путь прохождения.
Действие игры начнется с похищения артефактов из колледжа Маршалла, расследуя которое Индиана выйдет на очередной заговор нацистов. В попытках остановить злодеев главный герой отправиться в кругосветное путешествие по радиусу Великого Круга, включающее посещение Гималаев, древних таиландских храмов и египетских пирамид. Хронологически события займут нишу между частями оригинальной трилогии, и проект не упустит случая сыграть на ностальгии. С самого первого трейлера Great Circle восхищает своей стилизацией и умело воссоздает традиционную атмосферу, не брезгуя китчем и легкой наивностью 80-х. Для полного праздника не хватает лишь голоса Харрисона Форда: в силу бюджетных ограничений, его заменил главный «хамелеон» индустрии – Трой Бейкер, известный по озвучке Джоэла в The Last of Us.
Джордж Лукас прославился не только как творец, но и как выдающийся бизнесмен, пристально следящий за развитием своих брендов. Сразу после успеха «Звездных войн» режиссер основал компанию Lucasfilm, которая включала в себя несколько студий для работы с разными направлениями. Особое место среди них занимало игровое подразделение LucasArts, отличавшееся высокой степенью автономности с карт-бланшем на создание оригинальных проектов. Игроки со стажем наверняка помнят Full Throttle и Grim Fandango – великие адвенчуры времен операционной системы DOS, покорившие мир необычным антуражем, темным чувством юмора и креативными загадками. Не в последнюю очередь их успех основывался на достижениях ранней Indiana Jones and the Fate of Atlantis, которая вышла в 1992 году и по сей день остается одной из самых высокооцененных игр по кинолицензии.
Ключевой особенностью Fate of Atlantis была нелинейность. В отличие от большинства квестов того времени, проект предлагал на выбор три пути прохождения, каждый из которых не только содержал уникальные сценки, но и выделялся подходом к решению пазлов. «Путь смекалки» оставлял игрока наедине с набором из самых сложных головоломок, в «Пути команды» Индиану сопровождала обаятельная помощница, а весьма характерный «Путь кулака» позволял отбросить условности и решать проблемы грубо, но эффективно. Отдельной похвалы от критиков удостоилось повествование. Fate of Atlantis нередко демонстрировала кинематографические ракурсы, была отлично написана и рассказывала настолько увлекательную историю о поисках Атлантиды, что до сих пор считается фанатами лучшим продолжением «Последнего крестового похода».
Уже через несколько лет после релиза Fate of Atlantis жанр приключенческих игр изменился до неузнаваемости. В 1996 году на прилавки вышла первая часть Tomb Raider, которая произвела эффект разорвавшейся бомбы благодаря героине секс-символу, а также переходу в 3D, подарившему новый уровень погружения и контроля за персонажем. В одно мгновение классические квесты и аркады об Индиане Джонсе стали неактуальными. Пропустив появление конкурента, LucasArts вдобавок сильно затянули с ответом, и в результате все последующие проекты называли клонами хита Core Design. Справиться с предубеждениями и заслужить народную любовь удалось лишь Indiana Jones and the Emperor’s Tomb, выпущенной в начале нулевых на ПК и консолях шестого поколения.
Игра выступала вольным приквелом к «Храму судьбы» и в основном проходила на территории Китая. В соответствии с новыми трендами, Emperor's Tomb практически полностью отказалась от загадок, сконцентрировавшись на платформинге и ближнем бою (с парочкой эпизодов за стационарным пулеметом). Игроку приходилось преодолевать пропасти, уворачиваться от смертельных ловушек и сражаться с кучей противников, среди которых присутствовало немало фэнтезийных существ вроде кальмара Кракена. Все это не тянуло на откровение, но было выполнено с душой и вышло именно в тот момент, когда Tomb Raider оступилась с провальной Angel of Darkness. Игра хорошо прошла проверку временем и по-прежнему доступна на актуальных Xbox благодаря обратной совместимости.
Indiana Jones and the Staff of Kings – игра интересной судьбы. Проект анонсировали в 2005 году с прицелом под PS3/Xbox 360 и выход свежего фильма, взяв за основу ранний черновик «Королевства хрустального черепа». Создатели обещали игру нового поколения с передовой графикой и технологиями вроде физического движка Euphoria, который сегодня является неотъемлемой частью серии GTA. Однако что-то пошло не так. Разработка застопорилась, студию переключили на производство не менее амбициозной Star Wars: The Force Unleashed, и проект увидел свет лишь спустя год после премьеры четвертой картины, успевшей полностью изменить свою концепцию. Более того — из списка платформ исчезли все некстген-консоли, и в итоге игра появилась на устаревшей PlayStation 2, Nintendo Wii и портативных PSP и DS.
Сказать, что The Staff of Kings разочаровала – не сказать ничего. Проект вышел после внушительной Tomb Raider: Underworld и первого Uncharted, который задал новые стандарты в повествовании, акробатике и перестрелках. Жанр снова ушел далеко вперед, в то время как детище студий A2M и Amaze было все той же The Emperor's Tomb, но в других декорациях: простеньким экшеном от третьего лица с крошечными локациями и кондовым управлением. Тем не менее, с годами проект обрел определенную ценность. Во-первых, перед нами уникальная возможность увидеть, каким могло бы стать «Королевство», остановись его авторы на изначальной задумке с посохом Моисея. Во-вторых, The Staff of Kings — настоящая находка для коллекционеров. Версии для разных приставок содержат эксклюзивные уровни, а вариант для Nintendo Wii включает в себя переиздание The Fate of Atlantis, что будет хорошим подспорьем к покупке копии на вторичном рынке.
Сегодня сложно найти крупную франшизу, которая бы не включала видеоигру с брендом Lego, но в конце нулевых все обстояло иначе. Lego Indiana Jones была лишь вторым проектом Traveller's Tales по переносу культовых вселенных в блоки конструктора, и студия еще продолжала искать идеальную формулу. Юмористический экшен-платформер хорошо зашел публике в дебютной LEGO Star Wars, однако авторов беспокоил вопрос различий между проектами. Как сделать так, чтобы Индиана Джонс не ощущался копией Хана Соло?
Нововведения оказались небольшими, но все же прибавили разнообразия. Создатели изменили характер головоломок, вручили героям кнут, позволивший взаимодействовать с окружением, а также добавили возможность управлять транспортными средствами, без которых та же погоня на мотоциклах из «Последнего крестового похода» была бы неполной. Кроме того, Traveller's Tales удалось протащить в «детскую» игру огнестрельное оружие и вездесущих нацистов (хотя это было предметом споров среди разработчиков).
Структурно The Original Adventures состояла из нескольких кампаний, воссоздававших самые яркие сцены из классической трилогии. Вышедший спустя год сиквел – The Adventure Continues – закрыл оставшиеся пробелы и добавил совершенно новые уровни на основе четвертого фильма. Какую бы часть вы не выбрали, перед вами откроется очаровательное приключение с кучей секретов, пасхалок и мелких деталей, дорогих любому фанатскому сердцу. Для всех, кто не в теме, главной фишкой станет локальный кооператив: обе игры целиком заточены под прохождение вдвоем на одном экране и это придает им особого шарма.