Примечательная и занимательная иранская психологическая драма об интеллигентной семье, реагирующей на вторжение в ее квартиру
Школьному учителю Эмаду Этесами (Шахаб Хоссейни) и его жене Ране (Таране Алидости) приходится срочно покинуть квартиру, так как их дом в Тегеране пошел трещинами. Приятель по любительскому театру, где Эмад и Рана играют главные роли в постановке пьесы Артура Миллера «Смерть коммивояжера», предлагает супругам пожить в квартире, которую он сдает. Вскоре Этесами обнаруживают, что раньше в квартире жила женщина легкого поведения. Однако немедленно съехать из квартиры с дурной репутацией они не могут. Однажды, когда Эмад задерживается на работе, Рана, не посмотрев в глазок, открывает дверь мужчине, который оказывается не ее мужем, а клиентом проститутки. В результате женщина оказывается в больнице с травмой головы. Так как Рана отказывается привлекать полицию, Эмад решает сам отыскать преступника. Он пользуется тем, что сбежавший злодей в спешке забыл ключи от своего грузовичка.
Иранский режиссер Асгар Фархади работает на стыке артхаусного и развлекательного кино. Его реалистичные драмы достаточно занятны и сюжетно насыщены, чтобы захватывать «простых зрителей», и они достаточно тонки, психологичны и художественно минималистичны, чтобы восприниматься как «кино не для всех», ориентированное на критиков и киноманов.
Как и предыдущие хиты Фархади «История Элли» (приз Берлинского кинофестиваля) и «Развод Надера и Симин» («Оскар» в категории «лучший фильм на иностранном языке»), «Коммивояжер» пристально вглядывается в души иранских интеллигентов из среднего класса – людей на перепутье культур и цивилизаций. С одной стороны, Эмад и Рана строго соблюдают правила исламских приличий и поступают так не потому, что в противном случае могут быть наказаны, а потому, что эти правила для них естественны и органичны. С другой стороны, они заказывают на дом пиццу и ставят в театре пьесу американского драматурга, и их мировоззрение явно ближе к западному, чем к традиционно-мусульманскому. Поэтому, когда в их жизнь вклинивается нападение на Рану, они не знают, как поступить.
На свете есть много «сценариев» для тех, кто становится жертвой. Кто-то полностью полагается на государство, кто-то во всем винит себя и даже не думает о преступнике, кто-то лично пытается найти и наказать обидчика. Какой сценарий – западный или восточный, религиозный или либеральный – предпочтут Эмад и Рана? И что случится, когда Эмаду удастся вычислить омерзительного, но явно незадачливого злодея? В то время как в предыдущих знаменитых лентах Фархади было множество значимых персонажей, «Коммивояжер» сосредоточен на двух главных героях, и это позволяет ему за два экранных часа отследить каждое движение душ Эмада и Раны, от первоначального шока до напряженного финала.
Другое дело, что из-за того, как устроена картина, ее середина оказывается несколько тягомотной, а минималистский стиль Фархади (самые простые съемки ручной камерой, отсутствие закадровой музыки, скудное конструирование кадра) не может удерживать зрительское внимание так, как это бывает в западных мейнстримных психологических драмах. Однако это вопрос вкуса, и те зрители, кто не любит, когда кино навязчиво манипулирует их чувствами, вполне могут предпочесть несколько отстраненный подход иранского режиссера, рассказывающего непростую историю и предлагающего публике самой решить, как относиться к происходящему в кадре.
В любом случае концовка ленты достаточно драматична и неожиданна, чтобы компенсировать сюжетное провисание в середине «Коммивояжера». Кроме того, фильм ставит интересные вопросы морали, над которыми можно всласть поразмыслить после выхода из зала.
С 2 февраля в кино.