В 2016 году на Землю уже не раз наведывались пришельцы. Нынче их намерения весьма прозрачны...
В основу фильма легла повесть Теда Чана «История твоей жизни», изданная в 1998 году. Сценарией по ней писал Эрик Хайссерер, у которого в фильмографии значатся ремейк «Нечто» и пятый «Пункт назначения». Увидев автора с таким послужным списком, можно было бы испугаться, но Хайссерер взял новую для себя высоту. Из-под его пера вышел первоклассный сценарий для одного из лучших фильмов этого года.
БОКС-ОФИС
«Прибытие» впервые показали в сентябре на Веницианском кинофестивале. В широкий прокат картина выходит только сейчас, 11 ноября. В США ей прочат скромные сборы, проводя параллель с «Районом № 9». Это сай-фай не для народных масс, а для ценителей умного научно-фантастического кино. Полнометражный дебют Нила Бломкомпа, который до сих пор остается его лучшей работой, напомним, стартовал с 37,4 миллиона долларов и в итоге заработал в Штатах 115,4 миллиона. Прогнозируемые сборы «Прибытия» несколько ниже – 21 миллиона на старте и 90 по итогам домашнего проката. Впрочем, этого хватит, чтобы окупить 47-миллионный бюджет. Вдобавок лента выходит в сезон наград, и, возможно, деньги – не главная ее цель.
КРИТИЧЕСКИЙ РЕЙТИНГ
* Рейтинг Rotten Tomatoes отображает процент положительных рецензий от их общего числа. Рейтинг Metacritic основывается на оценках, которые выставляют различные издания. Вычисляется средний рейтинг путем деления суммы оценок на количество рецензий с последующим округлением до целого числа.
«ПРИБЫТИЕ» ХВАЛЯТ
– За завершенность. Одна из главных проблем фильмов, которые берутся с размахом рассуждать на философские темы, – это наличие тезиса и гипотезы, но отсутствие вывода. «Прибытие» выдвигает теорию, строит логическую цепочку и приходит к заключению.
– За свежесть. «Прибытие» клишированно, но умудряется выглядеть по-новому.
– За саундтрек, который написал Йохан Йоханссон. Этот композитор работал с Дени Вильневом над «Пленницами» и «Убийцей». В этот раз ему удалсь сделать музкальное сопровождение, которое пробирает до дрожи.
– За операторскую работу Брэдфорда Янга, снявшего «грязный сай-фай». Все красиво, изящно и грациозно.
– За, что неудивительно, актерскую игру и режиссуру. Эми Адамс, Джереми Реннер и Дени Вильнев получили свои закономерные «плюсы».
«ПРИБЫТИЕ» РУГАЮТ
– За… не ругают, а скорее нехотя упрекают за легкое «провисание» в преддверии кульминации. Некоторым показалось, что темп сбился, когда в фильме появился политический контекст.
– За несбалансировать «мозга» и «сердца». Дени Вильнев же не документальный фильм снимал. Само собой, у его героев есть чувства, эмоции и своя история. Эта история должна трогать, вызывать сострадание. Так вот, достучаться он смог не до всех, однако таких мало.
– За логику – она, видите ли, не всегда понятна, но за ее ходом всегда интересно следить. Странная претензия, не находите?
ЧТО ПИШУТ КРИТИКИ
«Пища для ума в “Прибытии” достойна звезд Мишлен. И без того красивую, провокационную аллегорию здесь превращают в мысль, которая может перевернуть ваше мировоззрение. Это захватывающая, головокружительная вещь от Вильнева». (Robbie Collin/The Telegraph)
«”Прибытие” – мозаика, запакованная в красивую коробку. Внутри упаковки эмоциональная и интеллектуальная глубина, которая поможет вам проглотить скрупулезно построенный сюжет. И, как любой качественный сай-фай, фильм находит что сказать о сегодняшнем мире; в частности, о необходимости коммуникации, о том, как мы должны преодолевать культурные различия, если мы хотим выжить как вид». (Dan Jolin/Empire)
«Довольно быстро становится ясно, что, будучи картиной про вторжение пришельцев, “Прибытие” не слишком-то заинтересовано в инопланетянах. Реакция человечевства – вот что важно. Дени Вильнев задает тон в самом начале, а далее следует взрослое, глубокомысленное зрелище, сосредоточенное не на сценарии конца света, а на сильном, полном нюансов размышлении о любви, взаимоотношениях и состоянии человечества». (Ben Bishop/The Verge)
«”Прибытие” в какой-то степени является анти-“Днем независимости”. Вильнев предпочитает встать в один ряд с куда более тонкой работой – с “Близкими контактами третьей степени” и с тяжеловесным (но не особо гуманистичным) “Интерстелларом”. Как и бывает в случае с заумными научно-популярными работами, “Прибытие” не всегда на 100% понятно, но всегда интересно». (David Rooney/The Hollywood Reporter)
«Я стал агностиком по отношению к фильмам такого рода после разочарований от “Интерстеллара” Кристофера Нолана и Midnight Special Джеффа Николса. Как бы то ни было, “Прибытие” попал в обе цели – получился интересным и чувственным». (Peter Bradshaw/The Guardian).
«В кульминационном моменте “Хранителей” Алана Мура ученый-миллиардер имитирует вторжение пришельцев, чтобы положить конец агрессии СССР и США, сплотив тем самым планету перед общим врагом. Дени Вильнев в “Прибытии” допускает обратное, показывая нам мир, в котором человечество не может работать сообща, несмотря на гостей с другой планеты. От фильма бегут мурашки по коже – спасибо операторской рабте Брэдфорда Янга и музыкальному сопровождению Йоханна Йоханнсона». (Alonso Duralde/The Wrap)
«Картина умно и умело снята. Один из тех случаев, когда операторская работа, саунд-дизайн, музыка и спецэффекты органично сливаются в единое целое». (Stephanie Zacharek/TIME)
ЧТО ГОВОРЯТ СОЗДАТЕЛИ
Оператор Брэдфорд Янг в интервью Collider.com о том, почему «Прибытие» – это грязный сай-фай: «Как только мы решили, что картина будет о плоти и костях, о людях, о том, как видятся людям пришельцы, все стало зависеть от Луизы. Мы пошли ее путем и сняли то, что Дени назовет грязным сай-фаем или, иными словами, фильм об обычном утре вторника, когда вдруг появились пришельцы. Есть вещи, которые нельзя показать, если не сосредотачиваться на людях, их общем портрете и образе. Когда эта цель достигнута, определяется визуальный рельеф фильма и его форма».
Исполнительница главной роли Эми Адамс в интервью Entertainment Weekly об отличиях от других научно-фантастических собратьев: «От сценария дух захватывало, он оказался таким эмоциональным и интригующим. История о том, как мы с вами общаемся, о наших отношениях, о том, как мы живем в этом мире, и о поступках, которые совершаем. Думаю, что те, кто любят сай-фай, не пропустят фильм. А еще они будут удивлены».
РЕЙТИНГИ ФИЛЬМОВ-ПОБРАТИМОВ
ВЕРДИКТ
2016 год вплоть до конца летнего сезона был крайне скуден на добротные релизы. Осень, слава богу, меняет общую картину, и «Прибытие» – один из самых ярких экземпляров пасмурного времени года. Одназначно это один из must see 2016-го, тем более что о фильме наверняка еще не раз вспомнят, когда будут раздавать награды. Даже если уйти от статусности картины, обратить на нее внимание стоит, потому что она подарит вам яркие эмоции и заставит думать. Это не псевдоинтеллекутальное кино, это настоящая рефлексия о человечестве и человечности.
В российском прокате с 11 ноября.