3 марта в прокат вышел «Брат во всем», второй фильм Александра Золотухина, участника второстепенной конкурсной программы Берлинского кинофестиваля «Встречи». В «Брате во всем» он рассказывает историю двух близнецов-курсантов, которые учатся на военных летчиков, но в один момент осознают, что кроется за их мечтами.
Мне кажется, что эта связь между персонажами в фильмах возникла постфактум, я не буду все время снимать кино на военную тему. Общее в этих картинах – грань проявления инфантильности характера в молодых людях, которые поздно взрослеют, но при этом в своем юном возрасте уже наделяются большой ответственностью: в нашем «Брате во всем» парни получают власть над вооружением и опасной техникой. Этот парадокс меня интересует.
Не думаю, что мой фильм имеет связь с темой потерянного поколения. Я скорее отталкивался от желания показать сообщество и ситуации, где человек может проявить свои положительные качества. Положительные и отрицательные качества характера лучше всего проявляются в экстремальных условиях, поэтому мои герои обучаются летному мастерству. Это очень опасная профессия, потому что при каждом полете есть шанс, что пилот не вернется домой живым. В таких условиях люди становятся более открытыми. Меня интересует подобная искренность в отношениях, которой в кино мало. Но еще важнее передать на экране близкие и бережные взаимоотношения, когда люди заботятся друг о друге и любят настолько сильно, что созависимости становится слишком много. В кино мы обычно видим, как конфликт рождается из агрессии и насилия, а в «Брате во всем» обратная ситуация.
История в «Брате во всем» рассказана через призму восприятия двух парней. Для них профессия военного летчика — это мечта о небе, а не о войне. Мой отец был летчиком, я в детстве хотел пойти по стопам отца, но нужно железное здоровье. Поэтому понимаю своих героев. Все, кто идет в летное училище, идут за мечтой о полете, там нет случайных людей, потому что будущих пилотов готовят с самого детства. Поэтому братья в фильме называют своего инструктора (Михаил Клабуков) «батей», он для них «отцовская фигура», у них свой мир.
Также не могу согласиться с обвинением в романтизации, потому что в «Брате» поднимаю тему ответственности человека перед оружием. Если вначале мы видим двух мечтательных парней, то после определенных испытаний они меняются и задумываются над своим выбором. Когда мы снимали реальные полеты курсантов, то некоторые участники съемочной группы удивлялись их молодости и задумывались, что же эти парни знают о жизни, кроме самолетов. Мне хотелось передать осознание пути братьями, которые когда-то ориентировались на мечту как на путеводную звезду.
Вначале я рассказал нашему оператору Андрею Найденову («Танец Дели», «Дорогие товарищи!») о своем детстве, об отце-летчике, у которого было хобби снимать все на любительскую камеру: меня с сестрой, маму и самолеты. Он проявлял пленку, натягивал простыню, и мы смотрели кино. Эта эстетика 8-мм пленки у меня связалась с военной темой, поэтому при создании «Брата во всем» мы отталкивались от этих ощущений. Можно даже заметить, как от кадра к кадру «зерно» меняется, потому что мы искали художественное осмысление приема, а не буквальное ему следование.
В живописи референсами были картины Александра Дейнеки, например «Будущие летчики». Также нам нужно было показать реакцию пространства на происходящие события, поэтому многое брали от живописи эпохи романтизма. Опорным фильмом для «Брата во всем» стала документальная лента «Наш век» (1982) Артавазда Пелешяна. Там рассказывается об авиации, как человечество покорило воздушную стихию с начала ХХ века до покорения космоса в 1960-х. Для меня также важным является творчество украинского режиссера Александра Довженко («Земля», «Арсенал»), то, как он показывает стихию природы, мы к нему сделали несколько отсылок.
Всем взаимодействием с министерством занимался наш продюсер, хотя я лично презентовал его главам наш проект о курсантах летного училища. Рассказал, что с детства интересуюсь этой темой, что сейчас практически нет картин о современной армии, и предупредил, что сделаю не боевик, а драму о человеческих отношениях. Мы отправили презентацию и сценарий, но до последнего момента не знали, получим ли разрешение. Думаю, что из-за сложного и длительного процесса согласования у нас мало кино о действующей армии. Но полученное разрешение позволило нам снимать документально полеты и подготовку курсантов, что оживило фильм.
Когда я думал о съемках полетов, то смотрел много документальных и игровых материалов. Меня больше всего привлекли любительские ролики, снятые на камеру GoPro, когда видно лицо пилота и воздух вокруг. Пришел к выводу, что всегда интересно наблюдать за человеком, который хорошо делает свою работу, мастер своей профессии. Мы не стали брать актера на роль инструктора, а взяли настоящего преподавателя, который сам выполнял все полеты. Также любительские видео уверили меня, что никакой павильон не заменит реальное действие.
В нашем фильме показан первый этап обучения курсантов, когда летчик-инструктор объясняет элементы и приемы. Это называется вывозной пилотаж, когда учитель управляет всем, а ученик все подмечает. Мне важно, чтобы парни-актеры понимали, как себя вести в кабине, работать с приборной панелью, распределять внимание.
Один из моих любимых — «Окраина» (1933) Бориса Барнета. Картина важна своим гуманистическим взглядом на человеческую жизнь, неприятием войны. При этом «Окраина» очень светлая работа, и видно, что режиссер любит своих героев. Мне это близко.