В российский прокат выходит фильм «Еретик» от студии А24 — религиозный триллер о миссонерках, которые оказались заперты в доме у одинокого мужчины с опасными причудами. Затворник пытается проверить силу веры девушек на прочность теологическими гипотезами и прослушиванием хита Creep от Radiohead по кругу.
Роль увлеченного антиклерикального мыслителя-психопата сыграл Хью Грант. Мы поговорили с актером о смене курса в карьере, религиозной подоплеке сценария и, конечно, о новой Бриджит Джонс.
Всем любопытно узнать, что же подтолкнуло вас отойти от комедийного амплуа и перейти к более мрачным ролям?
Вообще-то, я думаю, что в этой роли есть и комедийный аспект. Я имею в виду, что мой персонаж, мистер Рид, считает себя довольно забавным. Я думаю, он был преподавателем или профессором в университете, который считал себя крутым, иконоборцем и немного сумасшедшим и шутил со студентами. И хотя, возможно, некоторые из его шуток смешными не были, забавно, что он пытается быть смешным. Так что это было для меня одним из преимуществ роли. И я подумал: чем больше он будет казаться шутником, тем жутче будет выглядеть его темная сторона.
Вероятно, мистер Рид самый злой персонаж, которого вы когда-либо играли, за исключением, пожалуй, Феникса Бьюкенена из «Паддингтона 2». Насколько приятно играть отрицательных персонажей? В характере мистера Рида есть множество нюансов… разумеется, вам пришлось столкнуться и с морально-этической дилеммой.
Для меня удовольствие от актерской работы заключается в том, что… это вроде как чествование самых странных очертаний, которые может приобретать человеческая натура из-за того, что происходит в жизни. Возможно, жутко болезненных вещей. То, как люди преодолевают, то, как они справляются со страданиями, как они защищают себя, иногда выходит наружу и — о мой бог! Только посмотрите, что из этого вышло! И я полагаю, что удовольствие от ролей мрачных или извращенных персонажей заключается в том, чтобы снять слои и попытаться добраться до «желе» внутри.
Что было сложней всего в работе над образом мистера Рида?
Я думаю, это длинные монологи-лекции, потому что это не классическая драматургия для кино. Знаете, обычно диалоги должны быть максимально краткими и одновременно довольно содержательными. А в сценарии были длинные-длинные лекции мистера Рида… Даже одна, ну, может, две такие сцены — все равно уже вызов, но посильный. На самом деле, согласно сценарию, у меня их было четыре или пять. Некоторые позже были сокращены. И все равно именно монологи были самым большим вызовом. Как удержать внимание зрителей во время этих длинных лекций?
Когда создавался сценарий, вы были главным претендентом на роль для режиссеров Скотта Бека и Брайана Вудса? Были ли у вас сомнения, прежде чем согласиться сыграть мистера Рида? Все-таки фильм касается непростой религиозной тематики.
Нет, я не был! (Впрочем, режиссеры фильма настаивают, что был! — прим. ред.) Тот факт, что в фильме говорится о религии, я считаю довольно смелым, особенно потому, что, как вы знаете, американский рынок — это большой рынок, и там много христиан, но я подумал, что будет увлекательно. Сценарий увлекательный сам по себе. Мне кажется, что по какой-то причине вся религиозная атрибутика, особенно христианская, очень быстро может превратиться в жуть. Использование распятий и веры — одна из главных скреп фильмов ужасов. И я думаю, что мы почти так же боимся церквей, как и тянемся к ним.
В продолжение темы религии: ваш персонаж блестяще эрудирован и явно очень подкован в области богословия, а вы сами, готовясь к роли, читали все, о чем он говорил, или ограничились репликами сценария?
Я изучал много материалов для фильма, но в основном они касались убийц и лидеров сект, а все исследования по истории религий, особенно религий — аналогов христианства, я предоставил Скотту и Брайану. Они провели огромную работу по этому поводу, и я всецело доверился им.
Главные героини — мормонки. Сейчас мормоны активно обсуждаются в СМИ — улыбчивые мормонские жены в соцсетях, реалити-шоу и т.д. Как вы думаете, почему для «Еретика» так важно, что миссионерки именно мормонки?
Почему это важно? Ох, ну, я не уверен, что я знаток многочисленных христианских конфессий. Я думаю, что именно мормоны больше остальных сосредоточены на миссионерской работе. Возможно, я ошибаюсь! Но я думаю, что в этом дело. Возможно, Скотт и Брайан, которые оба родом из Айдахо, могли иметь непосредственный опыт общения с местными мормонскими миссионерами, и это их заинтересовало.
Не могли бы вы рассказать немного о ваших личных отношениях с религией?
Моя мать была очень религиозной и ее мама — моя бабушка. Нас с братом заставляли ходить в церковь с родителями каждое воскресенье. А потом мы сказали: это ужасно, слишком скучно и вообще полная ерунда. И мой отец, к нашему большому удивлению, сказал: «Вы абсолютно правы. Это все ерунда». Итак, мы все перестали ходить в церковь, все, кроме моей матери.
Но с возрастом в действительно плохие дни иногда я… У меня прекрасный дом в Провансе, и иногда я забредаю в церковь и задаюсь вопросом, может ли местный святой Лаврентий помочь мне? И, кажется, я молюсь. О боже, в нашем сложном мире нужно какое-то утешение, даже если это, может, и нелепо с интеллектуальной точки зрения. Просто верить приятно, возможно, вера действительно утешает.
Вернемся к ролям аморальных персонажей. Многие ваши коллеги говорят о том, что, поскольку они уже долго работают в кино, они больше не задаются вопросом о том, чего хочет от них аудитория или чего хочет от них индустрия, они создают персонажей, которые интересны им. Вы разделяете подобный подход?
Довольно сложно соблюсти баланс, потому что я не вижу смысла браться за роль, если она не будет увлекательной — в таком случае это выглядит одинокой мастурбацией. Но с другой стороны, если вы думаете только о том, принесет ли работа баснословные гонорары и кассовые мегасборы, вы не сможете принимать необычные решения. И именно поэтому мне кажется, что на студии, такие как А24, следует обращать больше внимания, потому что, будучи оригинальными, смелыми и странными, они фактически привлекают в кино совершенно новую аудиторию. Ведь аудитория кинотеатров постепенно вымирала.
У вас есть планы на будущие фильмы ужасов? Может быть, вы хотите сыграть в фильме с вампирами, зомби или оборотнями? Может, Дэниел Кливер — теперь оживший мертвец?
У меня нет никаких конкретных планов на будущие фильмы ужасов, но я наслаждаюсь темной и запутанной фазой моей карьеры, и я думаю, что дальше будет больше!
Это было сознательное решение изменить курс и начать новый этап или вы просто «выросли из романтических комедий»?
Когда я начал заниматься актерством, мне было около 20 лет, единственное, что у меня хорошо получалось, — изображать дурацких персонажей с дурацкими голосами. У нас было комедийное шоу, в котором мы с двумя друзьями играли множество героев, и оно было весьма успешным. А потом совершенно неожиданно меня утвердили на роль в «Моррисе» Джеймса Айвори, и с этого момента для меня начался этап «главного героя». И, кажется, все вокруг страшно удивились.
Я снимался в фильмах, которыми по-настоящему горжусь, но в то же время отчасти был загнан в рамки. Это не совсем мое — быть симпатичным парнем или симпатичным и влюбленным парнем. Всегда забавнее быть кем-то, кто не похож на тебя, кто далек от тебя самого. О фильмах Ричарда Кертиса «Четыре свадьбы и одни похороны», «Ноттинг Хилл», «Реальная любовь» обычно говорят: «О, да ты просто играешь себя!» А на самом деле нет! Я очень отдаленно похож на них. В любом случае говорить дурацкими голосами и играть кого-то совершенного не похожего на меня — то, что мне по-настоящему нравится.
Расскажите, пожалуйста, об этом комедийном шоу, вы скучаете по тем временам?
Абсолютно точно! Возможно, это были самые счастливые деньки в моей карьере, нас называли жокеями из Норфолка. Я и еще двое парней, мы написали и исполнили собственное представление и играли в таких местах, как паб «Голова короля» в Ислингтоне. Но, конечно, и в больших театрах тоже — допустим, на Эдинбургском фестивале. В зале не смолкал смех, к нам определенно пришел успех. То, чего мы добились с этим шоу, принесло бесконечно большее удовлетворение, чем все, что я делал с тех пор, потому что это был наш материал.
И напоследок расскажите, пожалуйста, что-нибудь о новом фильме про Бриджит Джонс!
Я его не видел, но мне показалось, что сценарий очень трогательный. Одновременно и очень забавный, и очень трогательный. Бриджит одна воспитывает двоих детей после смерти Дарси. История задела меня за живое. И многие люди, которым я показывал сценарий, говорили: «Ух ты, это правда нечто особенное!» Так что я думаю, что фильм может стать своего рода хитом.
А что касается Дэниела Кливера?
Ну, он старый друг Бриджит… Я не хочу ничего заспойлерить! Мы приложили немало усилий, чтобы рассказать, что приключилось с Дэниелом с момента, когда мы видели его в последний раз во втором фильме. Я почувствовал, что важно, чтобы он не просто подкатывал к разным барышням. Произошло нечто куда более значительное.