В кинотеатре "Ролан" состоялась премьера фильма "Искушение Дирка Богарда" – долгожданной работы режиссера Кирилла Мозгалевского. Ждать фильм пришлось аж с 1994 года, когда Мозгалевскому и актеру Антону Яковлеву пришла в голову мысль снять телепередачу о Богарде. И хотя к середине 1996 года две трети материала было отснято (и тянуло уже не на телепередачу, а на полный метр), а пресса начала волноваться в предвкушении скандальной премьеры, увидеть реальный результат могли только сейчас и только избранные. Как сложится дальнейшая судьба фильма, увидим ли мы "Искушение", разбавленное назойливой рекламой, еще через пару лет где-нибудь по ОРТ или РТР, никто сегодня сказать не может. Но на свет появился фильм загадочный, экспериментальный, вызывающий много вопросов у каждого, кто его видел.
Во-первых, почему именно Богард, а не какая-нибудь другая, увенчанная славой и шлейфом светских сплетен звезда? Что знает об этом актере среднестатистический зритель? Дирк Богард? Это который ночной портье? Знаем такого. "Гибель Богов"? М-м, что-то знакомое… ах, еще и "Смерть в Венеции" – так он и у Висконти снимался? А про Фасбиндеровское "Отчаяние" или фильмы, снятые с Джозефом Лоузи, никто, кроме завзятых киноманов, и не вспомнит. Настало время просвещать массы, ознакомив их с творчеством актера, олицетворявшего магию и изысканность европейского кино, последнего романтика экрана, с недавней смертью которого закрылась эпоха противостояния Европы грубовато-сентиментальной простоте Голливуда.
В этом отношении "Искушение Дирка Богарда" можно считать первым отечественным фильмом, попытавшимся взглянуть на историю европейского кино изнутри, глазами тех, кто его создавал. В "Искушении…" отражены наиболее яркие и загадочные моменты работы актера с Фасбиндером, Лоузи, Висконти и Лилианой Кавани. Сам же Богард, отображая тщеславие и беспринципность в "Слуге", демоническое величие разрушения в "Гибели Богов", странности великой любви, зародившейся в аду, в "Ночном портье", был настолько разным и внутренне, и внешне, что идея поручить роль Дирка Богарда сразу четырем актерам отнюдь не кажется странной или претенциозной.
Стареющий Богард, погруженный в ностальгические воспоминания – Игорь Васильев. Богард эпохи "Слуги" и "Несчастного случая" – Антон Яковлев. Макс в "Ночном портье" – Сергей Русских. И, наконец, образ Густава фон Ашенбаха в фильме "Смерть в Венеции" – Александр Строев. Каждый из актеров прекрасно справился с возложенной на него задачей: многоликость главного героя, по велению создателей фильма, обрела зрительную наглядность, а воплощенные образы, переплетаясь и взаимодействуя, внесли дополнительную интригующую ноту в общую атмосферу загадочности и намеков, определяющую настроение "Искушения…". Однако во время просмотра в глаза бросается еще одна особенность фильма: здесь практически нет второстепенных ролей, здесь все – главные.
Лукино Висконти в исполнении Андрея Житинкина – легкость, почти небрежность, с которой исполняется роль "императора всех актеров", но за всем этим незримо наблюдает зоркий глаз режиссера. А вот его ученица Лилиана Кавани – сплошной темперамент, эмоции и бьющая через край энергия, – идеальная роль для актрисы Алены Яковлевой.
Заблудшая овца германского кинематографа – Райнер Вернер Фасбиндер в исполнении Андрея Дементьева с наслаждением попивает баночное пиво и попутно рассуждает об искусстве – мило, даже слишком мило для такого известного грубияна, каким мы помним Фасбиндера.
Что же касается Джозефа Лоузи, то честь воплотить эту малоизвестную российскому зрителю, но весьма уважаемую в мире личность выпала актеру Юрию Васильеву: вальяжен, обаятелен и, несомненно, жесток, но ведь именно таким и должен быть искуситель, не так ли?
В общем, практически каждый персонаж, участвующий в фильме, слишком неоднозначен и оригинален, чтобы о нем можно было успеть рассказать все за какие-то два с лишним часа. Даже крохотная роль переводчика в исполнении Александра Сирина запоминается на фоне трагикомического эпизода венских съемок "Ночного портье". Что уж говорить о кинокритиках масштаба Юдит Крист (Татьяна Рудина) или продюсерах вроде Боба Эдвардса (Сергей Чонишвили) – их присутствие в фильме несет не только дополнительную информативную, но и эмоциональную нагрузку, наглядно высвечивая все проблемы, присущие кинобизнесу в тот "золотой" период. Знаменитый скандал, разразившийся после премьеры "Ночного портье", показан в фильме довольно подробно, наглядно иллюстрируя, как столкновение ханжества и таланта может привести последний к довольно плачевному финалу (ибо судьбу той же Лилианы Кавани легкой не назовешь. Даже при том, что она упорно продолжает снимать до сих пор, в глазах большинства Кавани так и осталась разрушительницей табу и отчаянной скандалисткой).
Во время просмотра "Искушения…" нельзя не отметить и ту сложную задачу, что стояла перед оператором фильма Ильшатом Шугаевым. В самом деле, легко ли снять Австрию, Францию и Италию 60-70 годов, не выезжая из Подмосковья? Плюс создание "фильма в фильме" – то есть точное воспроизведение съемок того же "Ночного портье". И тем не менее, оператору удалось не только воплотить то, что от него требовалось, но еще и привнести свое видение в общую атмосферу фильма, непростого как по замыслу, так и по жанру и структуре.
О жанре "Искушения…", думаю, стоит поговорить подробнее. Пожалуй, ни один человек из тех, кто присутствовал на премьере, не смог уверенно сказать: документальный это фильм или художественный? С одной стороны, перед нами кино, выпадающее за рамки модных кинобиографий – без сухости, присущей научно-познавательному подходу, но и без дополнительных "придумок" и фантазий, которыми так любят приправлять реальные факты, дабы сделать их более "смотрибельными" и скандальными. Однако в фильме отсутствует и присущий художественному кино четко оформленный сюжет – события движутся, повинуясь логике воспоминаний, от настроения к настроению, а эпизоды, сильные с точки зрения драматургии, сменяются пространными рассуждениями, более характерными для искусствоведческой телепередачи.
Одно можно сказать точно: за то время, пока идет фильм, вы не найдете однозначных ответов на все интересующие вас вопросы. Напротив, после просмотра у вас возникнет желание немедленно бежать на "Горбушку" в поисках нужных видеокассет, чтобы заново погрузиться в атмосферу, эпоху, воссозданную на экране, и самостоятельно прийти к какому-либо выводу. Но в любом случае, появление такого фильма, как "Искушение Дирка Богарда" говорит о том, что новый виток в развитии отечественного кинематографа неизбежен, и семилетний путь от замысла к премьере пройден не зря. А пока фильм примет участие в юбилейном 15-м международном фестивале аудио- и визуальных программе в Биарице.