Самый смелый и изобретательный фильм начала 2010 года.
6 декабря 1973 года, Пенсильвания. Жизнерадостную девочку-подростка Сюзи Сэлмон, едва успевшую испытать прелести первой любви, убивает ее сосед Джордж Гарви. Пока ее родители пытаются пережить эту невероятную утрату, а Гарви всеми силами заметает следы, душа Сюзи застревает между мирами и оказывает влияние на жизни всех, кто окружал ее, пока она была жива.
«Милые кости», адаптация бестселлера Элис Сиболд, – это минимум пять фильмов в одном (что было явно на руку киностудиипроизводителю в нынешние кризисные времена). За 135 минут, которые, кстати, пролетают как одно мгновение, режиссер Питер Джексон умудряется показать трогательную подростковую историю любви, детальный портрет серийного убийцы, драму рушащихся семейных отношений, детектив с запутанным полицейским расследованием и даже экспрессионистский эпизод о загробной жизни – эдакую вариацию хичкоковского «Окна во двор».
Самое удивительное, что, хотя Джексону, вероятно, и не удалось сплести все это воедино без изъянов, у него получилось настолько смелое и даже дерзкое кино, что по эмоциональной насыщенности оно может соревноваться с его же «Властелином колец» и «Кинг-Конгом». «Милые кости» – и книга, и фильм – начинаются с описания стеклянного шара со снеговиком, утопающим в хлопьях искусственного снега. И эта, казалось бы, маленькая деталь – ключевая метафора всего произведения.
И 14-летняя Сюзи Сэлмон, сидящая на небесах в шатре и рассказывающая историю своей жизни, и ее отец Джек, мастерящий внутри бутылок изящные модели кораблей, и ее мать Эбигейл, пытающаяся сохранить в комнате погибшей дочери первозданную чистоту, и педантичный убийца Джордж Гарви, с придыханием возящийся со своим крошечным кукольным домиком, – все эти люди пытаются построить идеальный мир, и все они пойманы в ловушку собственной боли и потому не в состоянии двигаться дальше. Не стоит, однако, бояться, что фильм вгонит вас в депрессию: он действительно пронзительный – но при этом невероятно яркий, красочный и вселяющий надежду.
Подросток – главный герой, а также тема убийства, переплетающаяся с фантастикой, возвращают Джексона к его относительно ранним работам – «Небесным созданиям» и, в особенности, к «Страшилам», в которых всегда чувствовалась увлеченность режиссера связью между двумя мирами. Воздержавшись от комичного и даже китчевого изображения загробного мира в том же виде, в котором он представлен в книге Сиболд (у нее это средняя школа, расположенная где-то на небесах), Джексон решил реализовать на пленке под эмбиент Брайана Ино собственное видение чистилища, к которому лучше всего подходит определение «наркотическая эйфория».
Если верить режиссеру, после смерти нас ждет что-то вроде галлюцинаций с быстрой сменой пестрых пейзажей, флотом из стеклянных бутылок с моделями кораблей внутри, аллеями из гигантских цветов и луной, превратившейся в часы. Но прелесть фильма не только в богатом визуальном ряде. Чего стоят хотя бы напряженное детективное расследование, которое проводит сестра Сюзи, и блестящий диалог между Сюзи и ее любящей выпить бабушкой (Сьюзан Сэрендон) о первых поцелуях и влюбленности внучки в красавчика Рэя. А исполнительница главной роли Сирша Ронан с ее потрясающей энергетикой, пылкостью и очарова нием достойна звания Джоди Фостер нулевых.
Поклонники Сиболд, вероятно, будут сетовать на то, что, кропотливо рисуя портрет жестокого убийцы и показывая (не всегда достаточно правдоподобно) распад некогда счастливой семьи, Джексон отвлекает внимание от главной сюжетной составляющей этой истории – убийства девочки и дальнейшего раскрытия преступления. Но возможность попасть в мучительный, красивый и завораживающий внутренний мир Сюзи Сэлмон – вот оно, самое главное удовольствие.