Для волшебной сказки в фильме недостаточно волшебства, для вселенского размаха его идеи слишком прямолинейны. Остается наслаждаться лишь романтической линией, красочными декорациями и великолепным белым скакуном
Нью-Йорк, начало XX века. Молодой дерзкий вор-взломщик Питер Лэйк умеет обходить любые запоры и вскрывать самые сложные замки. Ловкие руки помогают ему пробираться в самые потаенные места. Однако в одном из домов, где грабитель хотел поживиться, Питер встречает Беверли, улыбчивую, музыкальную рыжеволосую девушку, и сердце молодого человека готово разорваться от любви. Увы, Беверли тяжело больна, и все, что может сделать Питер, – это скрасить ее последние дни.
Сто лет спустя Питер продолжает бродить по Нью-Йорку. Вселенная считает, что его миссия на Земле еще не выполнена, и где-то его ждет еще одна рыжеволосая красавица, готовая вверить в руки вора свое сердце.
Несколько лет назад книга Марка Хелприна «Зимняя сказка» (так дословно переводится оригинальное название фильма – Winter’s Tale) попала в руки Мартина Скорсезе. Сперва загоревшись желанием экранизировать волшебную историю, мэтр вскоре отложил проект, а затем и вовсе отказался от претензий, назвав произведение Хелприна «неэкранизируемым». Бросивший вызов мнению знаменитого режиссера оскароносный сценарист и продюсер Акива Голдсман заслуживает по меньшей мере похвалы за смелость. А вот торопиться с похвалами дерзкому дебютанту («Любовь сквозь время» – первая полнометражная режиссерская работа Голдсмана) не стоит, постановка получилась неровной и довольно бездушной.
Образующей проблемой картины, конечно, является исходная книга. Безусловно, это дело вкуса, но сюжет романа и фильма непременно разочарует тех, кто не является сторонником фатализма в жизни и искусства. Дело в том, что, что бы ни происходило на экране, какие бы действия ни предпринимали экранные и литературные герои, – финал их ждет давно предопределенный. Он отнюдь не предсказуемый, нет, финальный разворот может даже порадовать самых романтично настроенных зрителей. Однако стоит оглянуться на сюжет после просмотра, и приходишь к выводу, что с тем же успехом герои ленты могли два часа просидеть за чайным столиком на веранде, любуясь закатами, – Вселенная все равно вырулила бы в правильном направлении. Кому-то такое положение вещей кажется очевидным, даже желаемым, но тем, кто считает, что сам строит свою судьбу, смотреть на такую осанну апатии будет тяжело.
Мог ли этот острый угол сгладить режиссер? Возможно. Но для этого потребовался бы автор помощнее, чем блестящий сценарист, но отнюдь не взрывной постановщик Акива Голдсман. Буквально с первых кадров чувствуется неловкое топтание Голдсмана перед зрителем, вызванное самой банальной неопытностью. Вместо внятного пролога – несмелое и довольно обрывочное введение, по сути, ничего не поясняющее, а попросту лишнее. Вместо знакомства с героем акценты рассыпаются во все возможные стороны. Больше того, автор долгое время не решается честно признаться зрителю, что делает сказку. Конь прыгает через высокий забор? Это вроде как случайно получилось. Лицо одного из злодеев на долю секунды обретает звериные черты? Показалось. Встреча двух главных героев, предопределенная Судьбой? А может быть, это совпадение? Для яркой мистической истории, пусть и с романтическим подтекстом, картине очень не хватает деталей, не хватает волшебства. И никакие закадровые пояснения не помогают поверить в сказку.
Тогда, может быть, отмахнуться от всего остального и насладиться яркой романтической историей любви сквозь время? В этом компоненте, пожалуй, картина выглядит наиболее выигрышно – мы давно знаем о том, каким трогательным может быть Колин Фаррелл, как идет ему антураж столетней давности (вспомнить хотя бы недавний «Спасти мистера Бэнкса»). Его экранная партнерша, сериальная звездочка Джессика Браун-Финдли, пусть и не слепит глаза сверхновой звездой, но вполне выдерживает возложенную на нее миссию создавать контраст герою Фаррелла. Химии между ними не слишком много, и в этом они проигрывают даже едва не эпизодическому дуэту Уилл Смит/Рассел Кроу – вот уж за кем наблюдать действительно интересно. Последний и вовсе старательно делает все, чтобы не украсить фильм, любое появление героя Кроу моментально все остальное в кадре делает черно-белым и плоским.
Впрочем, романтично настроенные зрители (а в особенности зрительницы) не будут разочарованы. Картинка у фильма довольно яркая, проговариваемые персонажами и закадровым голосом мысли согреют душу ищущим любовь, персонажи симпатичны. А затянутость, неровность повествования и некоторую банальность происходящего на экране спишем на мандраж дебютанта Голдсмана. Или на «неэкранизируемость» романа. Скорсезе зря не скажет.