
Вторичная драма о самоопределении от режиссёрки «Пало-Альто» и «Менйстрима» Джии Копполы.
На зарубежных онлайн-платформах вышел новый фильм Джии Копполы «Шоугёрл». Племянница Фрэнсиса затевала проект с благородной, вполне конкретной целью: вернуть на экраны звезду «Спасателей Малибу» Памелу Андерсон, принести запоздалые извинения, выплатить репарации за годы унижений в Голливуде. Взявшись за темы увядания, эйджизма и классовых барьеров, Коппола превращает своё кино в стилизованное под 16-мм съёмку торжество банальности, намеренно заточенное под фестивальные награды. Несмотря на заметные старания Андерсон, фильм так и не оформляется в самостоятельное высказывание — скорее напоминает скетч из Saturday Night Live, напрочь лишённый иронии.
Шелли (Андерсон) более 30 лет работает танцовщицей на водевиль-шоу Le Razzle Dazzle в Лас-Вегасе. Аудитории на её выступлениях становится всё меньше, зарплаты урезают, шоу закрывают. Шелли в панике пытается понять, что делать дальше, и решает воссоединиться с дочерью Ханной (Билли Лурд), отношениями с которой пожертвовала ради карьеры. Она упорно цепляется за веру в неприкосновенность своей профессии, которую окружающие свели к уровню эротического цирка. Из последних сил Шелли борется за место под солнцем, выживая на остатки денег и полагаясь на поддержку единственной верной подруги — официантки Анджелы (Джейми Ли Кёртис).
Третья полнометражная работа Копполы грешит аналогичными приёмами, что и предыдущие картины. Режиссёрка верит в эстетику больше, чем в своих персонажей. «Пало-Альто» с Эммой Робертс был возвеличен на Tumblr за «вайбовость», «Мейнстрим» с Эндрю Гарфилдом попытался раскритиковать индустрию блогеров-инфлюэнсеров и потерпел сокрушительное поражение (найти более атрофированное псевдоинтеллектуальное высказывание будет сложно). «Шоугёрл» за свой незначительный хронометраж старается быть показательной трагедией в стиле «Рестлера» и «Кита» Даррена Аронофски, откуда позаимствован типаж главной скандальной кинозвезды и слезоточивые монологи о жизненном предназначении.
Лас-Вегас намеренно изображён суровым и негламурным пространством, однако Коппола, как представительница зажиточной династии, заинтересована в его обитателях максимально поверхностно. Сеттинг фильма отсылает к «Шоугёлз» Пола Верховена, но никаких сравнений, кроме номинально внешних, с ним не выдерживает. Сценарий Кейт Герстен («Моцарт в джунглях») предлагает Шелли и другим картонным персонажам заурядные, порой абсурдные реплики. Балом правят самоповтор и хаотичность, а заявленное исследование материнско-дочерних отношений сводится к десяти минутам экранного времени, и то исключительно ради общего фона.
Для Андерсон «Шоугёрл» стала первой сольной ролью со времён боевика «Не называй меня малышкой» 1996 года. Критики с тех пор исправились и восторженно приняли бенефис, индустрия успела номинировать её на «Золотой глобус» и премию Гильдии киноактёров. Героиня Шелли вызывает сочувствие благодаря опыту самой Андерсон: автобиографичность её перформанса спасает «Шоугёрл» от тотального провала, поскольку аудитория так или иначе сопереживает драматическому перерождению легенды, которую раньше судили исключительно по внешности. Андерсон с её пронзительно высоким тембром напоминает зачарованную диснеевскую принцессу, чья реальность постепенно раскалывается, но ностальгия по счастливым временам всеобщего обожания не отпускает. В руках более заинтересованных и проницательных постановщиков актриса, несомненно, засияла бы куда ярче.
Среди второплановых актёров всё внимание крадёт Джейми Ли Кёртис. За последние годы она получила «Оскар» за «Всё везде и сразу», добавила в своё резюме больше авантюризма и рискованности (не всегда в свою пользу). Образ разбитной Анджелы, танцующей на столе в казино под Total Eclipse of a Heart, становится одним из малочисленных козырей «Шоугёрл». Также среди участников ансамбля замечены Дэйв Батиста в роли менеджера шоу и Кирнан Шипка, чья героиня нуждается в материнской опеке Шелли. Обрывчатый финал служит закономерным итогом всей ленты: здесь отчаянно хотят блистать, но не имеют на это ни сил, ни идей, ни большого потенциала.
«Шоугёрл» выходит в российский прокат 20 марта.