


Возрождение одного из лучших супергеройских сериалов Marvel.
Оригинальный сериал «Сорвиголова», выходивший на Netflix с 2015-го по 2018 год, оставил в сердцах зрителей глубокий след. Мрачная и жестокая история слепого адвоката Мэтта Мердока (Чарли Кокс), днем борющегося за справедливость с помощью доброго слова, а ночью — кулаков и маски с дьявольскими рогами, стала неожиданным открытием как для фанатов Marvel, так и для чуждых супергероике любителей боевиков. И тех и других привлек неожиданно взрослый рейтинг, прекрасно поставленные драки и сюжет, опирающийся в первую очередь на реализм. Когда студия объявила о полноценном возвращении Сорвиголовы на экраны в рамках Пятой фазы Кинематографической Вселенной Marvel, по стройным рядам поклонников сериала Netflix прокатился ропот.
Строго говоря, Мердок никогда не покидал КВМ: герой благополучно пережил Щелчок Таноса и успел погостить в «Человеке-пауке: Нет пути домой», сериалах «Эхо» и «Женщина-Халк: Адвокат». Все появления Мэтта, правда, аккуратно укладывались в рамки в основном комичных камео, но все же демиурги Marvel не давали зрителям забыть о Сорвиголове, пусть и не всегда в супергеройском костюме. А пока Мердок скакал по проектам коллег, сценаристы вовсю писали историю, которая должна была перезагрузить «Сорвиголову», и за основу (пусть и скорее в качестве отсылки) взяли комикс Фрэнка Миллера и Дэвида Мазукелли с подзаголовком «Рожденный заново». В Marvel запланировали увесистый сезон длиной в 18 эпизодов и «более легкий» тон повествования, что моментально уничтожило надежду поклонников на старое доброе ультранасилие.
Но совершенно внезапно вмешалась забастовка сценаристов, остановившая все голливудское производство в 2023 году. В студии отсмотрели шесть снятых на тот момент эпизодов и пришли к выводу, что сериал «не работает». Сериал разбили на два сезона, в качестве шоураннера был нанят Дарио Скардапане, работавший над предельно жестким «Карателем», а оставшиеся три эпизода поручили снимать натренировавшимся на «Лунном рыцаре» и «Локи» Джастину Бенсону и Аарону Мурхеду. А самое главное, шоу вернули взрослый рейтинг, и «Сорвиголова» буквально родился заново, но сохранил все то, за что так полюбился зрителям на заре своего существования.
С момента событий оригинального сериала прошло по меньшей мере восемь лет. После трагических событий, рассказывать о которых было бы спойлером, Мэтт Мердок вешает маску Сорвиголовы на гвоздь и пытается вести жизнь простого жителя одного из старейших районов Нью-Йорка Адская кухня. Уилсон Фиск (Винсент Д’Онофрио) тоже не отстает от заклятого врага и, отбросив криминальное прошлое, становится мэром города. Впрочем, слишком много людей все еще помнят здоровяка как Кингпина, и работа в качестве градоначальника осложняется недоверием и ненавистью со стороны практически всех глав городских служб. С подачи Фиска полиция начинает активную борьбу с героями в масках, которые после исчезновения Сорвиголовы и Карателя (Джон Бернтал, вернувшийся на несколько серий) стали выполнять функции санитаров улиц.
Именно борьбе между попытками ужиться в рамках новой идентичности и возвращением к манящему супергеройскому (или суперзлодейскому) прошлому посвящен первый сезон перезапущенного сериала. Мердок упорно игнорирует позывы к мордобою (впрочем, не упуская шанса посмаковать все же случающиеся изредка стычки), молится и изо всех сил старается решать проблемы переговорами. Фиск проглатывает завуалированные оскорбления от нью-йоркской элиты и куда более прямые выпады со стороны бывших коллег по криминальному миру и стремится наладить семейную жизнь с помощью терапии. У обоих ужасно чешутся руки наказать обидчиков или злодеев, но сценаристы умело оттягивают момент принятия героями собственной природы до кульминационных серий.
Отдельным персонажем становится сам Нью-Йорк. Каждый эпизод начинается с псевдодокументальных вставок из блога Б.Б. Урих (Джиннея Уолтон) — племянницы убитого Кингпином журналиста Бена Уриха (Вонди Кертис-Холл), в которых простые жители города высказываются о проблемах мегаполиса, пунктиром задавая тему очередной серии. Осязаемое, живое окружение — то, чего не хватало в оригинальном сериале. В конце концов Сорвиголова герой локальный, далекий от вселенских масштабов КВМ, поддерживающий порядок в первую очередь в родной Адской кухне, где Мердок родился и вырос. В этом же контексте совершенно по-иному работает персонаж Д’Онофрио. Фиск не упускает возможности ввернуть мемную фразу «Когда я был мальчишкой…», вспоминая Нью-Йорк своего детства, и действительно пытается с помощью ручного управления вернуть городу былую славу, борется с бюрократией и прогнившей системой.
«Сорвиголова: Рожденный заново» с успехом проделывает то, за что в свое время освистали «Железного человека 3» Шейна Блека — обнажает сложные характеры тех, кто скрывает морщины повседневности под супергеройской маской. Одна из серий превращается в судебную драму с поиском свидетелей, прениями и разработкой линии защиты, другая — в триллер с захватом заложников в небольшом банке. Какое-то время о второй личности Мердока напоминает лишь отколовшийся от маски рог, который герой периодически крутит в руках, заговаривая внутренних демонов. Впрочем, без экшена тоже не обойдется, и здесь обновленный «Сорвиголова» следует по стопам предшественника, приберегая самые жестокие схватки для грандиозного финала.
«Сорвиголова: Рожденный заново» будто повзрослел и предлагает зрителям перерожденного героя, обновленного злодея и куда более комплексный подход в подаче истории, разворачивающейся вокруг непримиримых врагов и места их обитания. В Marvel в кои-то веки сделали ставку на качество повествования и развитие персонажей, а не на бессмысленный фансервис и скоропортящееся развлечение для всей семьи и, кажется, не прогадали.