Культовому бадди-муви сегодня исполняется 23 года. Рассказываем, как с помощью этого фильма Джеки Чан прорвался в Голливуд и в чём причина успеха экшен-комедии Бретта Рэтнера.
Сегодня, глядя на «Час пик» с исторической дистанции и через очки ностальгии, мы можем не задумываться, насколько это на самом деле просчитанный продюсерский проект. В 1995 году американский зритель впервые по-настоящему узнал о Джеки Чане, к тому моменту уже легенде гонконгского кино, авторе великих «Проекта „A”», «Полицейской истории» и «Доспехов бога». Перенести свою популярность через океан он смог лишь благодаря «Разборке в Бронксе» (до этого, в 85-м, уже был голливудский «Покровитель» с Джеки в главной роли, но он никому оказался не нужен). А всего-то и стоило сменить обстановку и заставить некоторых героев говорить по-английски — сама формула слэпстик-боевика при этом ни в каких изменениях не нуждалась.
Вот только «Разборка в Бронксе» — это всё ещё гонконгский фильм, просто удачно адаптировавший себя для западного зрителя. Голливуду же после успеха картины необходимо было найти способ завлечь Джеки к себе, эксплуатировать его образ на американской почве. Проблема была одна: Чан не очень-то говорил по-английски, и одно это могло помешать ему стать полноценной звездой. Можно было его, конечно, переозвучить, но это ни к чему хорошему ещё никогда не приводило (Шварценеггера вон тоже когда-то пытались озвучивать).
Сценаристу Россу ЛаМане пришло в голову решение — простое и, надо сказать, гениальное. Если Джеки нельзя сделать единоличной звездой голливудского фильма, то почему бы не отправить его в бадди-муви? И построить весь сюжет вокруг того, что крутой гонконгский полицейский пытается адаптироваться в Америке — не без помощи местного копа, несколько оттягивающего внимание зрителя от растерянного Чана? А ещё можно сделать его настолько болтливым, что ни у кого точно не возникнет вопросов, почему Джеки не так уж часто открывает рот.
На роль эдакого «противовеса» сначала хотели взять Уэсли Снайпса, Дэйва Шапелла или Эдди Мёрфи — но последний предпочёл роль в «Святоше», о чём, думается, не раз потом пожалел. Он не единственный, впрочем, кто сразу не поверил в успех идеи: студия Disney так вообще отказалась от проекта, потому что решила, что Джеки Чан не тянет на голливудскую звезду, а бюджет в 34 миллиона слишком велик (картина в итоге собрала почти 250 миллионов).
Поэтому «Час пик» ушёл к New Line Cinema, а на роль детектива Картера в итоге взяли Криса Такера — на первый взгляд не самого очевидного кандидата, стэндап-комика, в кино появлявшегося не так уж часто. Вы наверняка помните его в «Пятом элементе», кто-то даже видел его маленькую роль в «Джеки Браун» Тарантино, но, кроме этого, актёрских заслуг у Криса немного. Что и говорить: с 1998-го по 2007 год он снимется всего в трёх фильмах. И это будут три части «Часа пик».
Он оказался идеальным детективом Картером — громким, назойливым, гиперэксцентричным, не затыкающимся ни на секунду (многие реплики Такера стали импровизацией). Пригодилась и природная пластика актёра: не только для того, чтобы пародировать Майкла Джексона, но и чтобы не выглядеть совсем уж блекло в экшен-сценах. Что задача, мягко говоря, не из простых, когда твой напарник — Джеки Чан.
Но у Такера и Джеки вышел идеальный дуэт — вопреки всем культурным различиям, вопреки даже тому, что Чан, как позже признавался, не понимал половины из того, что говорил его коллега. Их совместная органика — лучшее, что есть в «Часе пик». При всей плотности событий, разных мест, стран и разбитых лиц, больше всего в фильме запоминаются именно моменты, где инспектору Ли и детективу Картеру приходится как-то взаимодействовать друг с другом. Как та самая сцена, где Джеки Чан пытается петь War, а Такер поправляет его произношение, — возможно, самая известная во всей франшизе.
В этом смысле «Час пик» задал моду на то, как Голливуд позже будет использовать Джеки Чана. Что в «Шанхайском полдне», что в «Вокруг света за 80 дней» ему будут давать в напарники актёра не то чтобы великих боевых качеств, зато с хорошим чувством юмора. И сами картины будут больше полагаться на комедийную составляющую, чем на экшен-аттракцион: тот будет возникать относительно редкими, но яркими всполохами. Это заметно отличается от того, как Джеки работал в Гонконге — там, если он и делил с кем-то экран (скажем, с Саммо Хуном и Юэнем Бао в «Проекте „А”», «Драконах навсегда» и «Закусочной на колёсах»), это были такие же классные бойцы, как и он. И, что немаловажно, такие же сильные комики — всё же в гонконгских фильмах Джеки между экшеном и юмором нет никакой разделительной черты.
И тут мы приходим к, пожалуй, весьма печальному тезису о «Часе пик» — при том что это однозначно хороший фильм, он демонстрирует абсолютную неспособность Голливуда справиться с талантом Джеки Чана. Его акробатическая экшен-комедия, вдохновлённая в равной степени классическими кунг-фу-боевиками, китайской народной оперой и немыми слэпстиками Бастера Китона, на американской почве несколько растеряла свою силу. Потому что режиссёру «Часа пик» Бретту Рэтнеру никто бы не дал месяцами снимать одну сцену драки или тратить по сто дублей на один невероятный трюк, как это делал Джеки у себя на родине. Американская традиция монтажа пытается создать ритм с помощью быстрых склеек — в то время как Чан привык склейками лишь подчёркивать ритм, созданный отточенной хореографией. Наконец, никто не дал ему делать невероятные, смертельно опасные трюки вроде приземления на летящий воздушный шар из «Доспехов бога» или прыжка с крыши на пожарную лестницу (без страховки!) из «Разборки в Бронксе». Потому что страховые выплаты разорят компанию, да и в случае травмы придётся откладывать съёмки на месяцы.
В «Часе пик» есть увлекательные экшен-сцены, но всё же на фоне гонконгских работ Джеки фильм выглядит стерильным. Он прячет удары монтажными склейками, а трюки в нём сняты так, будто они могли быть выполнены любым каскадёром (хотя мы-то знаем, что Чан способен сделать всё это сам). Чуть лучше дела обстоят во второй части франшизы — зато в третьей, худшей, Рэтнер вообще догадается снимать экшен с Джеки на крупных планах на фоне хромакея.
Контраст с гонконгскими фильмами особенно заметен потому, что Рэтнер в трёх частях «Часа пик» специально переснимает некоторые особенно запомнившиеся ему трюки Джеки Чана из его ранних картин — мол, всё равно американская аудитория не смотрит иностранное кино. Тут и автобусная погоня из «Полицейской истории», и гэг с разбитыми стульями из «Проекта „А”», и много чего ещё: и если вы видели оригинальные сцены, то вам несложно будет понять, насколько менее изобретательными и витальными они становятся в голливудской интерпретации. Но зато «Час пик» может сработать как удобная платформа для дальнейшего изучения фильмографии Джеки — если хоть один человек благодаря ему решится посмотреть ту же «Полицейскую историю», «Операцию “Кондор”» или «Кто я?», значит, всё это уже было не зря.
P.S. Неожиданный факт: сайт Rotten Tomatoes появился именно благодаря «Часу пик». Его создатель Шень Суонг — большой фанат Джеки Чана, и в преддверии выхода фильма он решил сделать сайт с обзорами всех гонконгских картин Джеки, которые выходили в США. Так и родился крупнейший агрегатор рецензий в Интернете.