Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4zzpPozM Okko Okko
Обзоры

Как Джесси встретил Селин: почему «Перед рассветом», «Перед закатом» и «Перед полуночью» — идеальные фильмы о любви?

Тридцать лет назад в прокате вспыхнул нежный роман Джесси и Селин: зрители в кинотеатрах с замиранием сердца следили за тем, как американец и француженка прогуливаются по улочкам Вены и постепенно влюбляются друг в друга. «Перед рассветом» стал первой частью трилогии Ричарда Линклейтера, последующие главы которой разделяют девять лет. Лента имела большой успех: «Перед рассветом» покорил критиков и зрителей, а также с бюджетом 2,5 млн долларов собрал внушительные 22,5 млн долларов. 

Добавить в закладки
Как Джесси встретил Селин: почему «Перед рассветом», «Перед закатом» и «Перед полуночью» — идеальные фильмы о любви?

В честь юбилея первой части мы решили вспомнить все три фильма и попытаться ответить на вопрос: как режиссеру удалось создать реалистичные представления о любви?

Постановочное знакомство или все случилось на самом деле?

Все началось не в Вене, а в Филадельфии. Именно там в 1989 году Ричард Линклейтер столкнулся в магазине игрушек с таинственной незнакомкой. Девушку звали Эми Лерхаупт. Молодые люди гуляли по городу и беседовали до поздней ночи: в запасе было всего несколько часов до отъезда Линклейтера. В 1989-м американец уже решил связать жизнь с кино: вполне возможно, что в голове Линклейтера зарождалась навязчивая мысль — эта история может стать фильмом. 

Ричард Линклейтер на съемках фильма «Перед рассветом»

Ричард Линклейтер на съемках фильма «Перед рассветом»

В отличие от Селин и Джесси, Линклейтер и Лерхаупт пытались держать связь после знакомства. Но отношения на расстоянии сошли на нет. И все же незабываемая ночь вдохновила кинематографиста на создание ленты об опьяняющем волнении от встречи с кем-то особенным. Линклейтер надеялся, что Эми появится на показе: режиссер, как и Джесси во второй части, пытался привлечь внимание девушки. Но Лерхаупт не могла увидеть фильм: в 1994 году Эми в возрасте 24 лет погибла в аварии на мотоцикле. Линклейтер узнал о трагедии лишь в 2010 году, когда с ним связалась подруга Лерхаупт. 

Титры фильма «Перед полуночью»

Титры фильма «Перед полуночью»

Если дождаться последних секунд титров «Перед полуночью», можно увидеть надпись, что фильм посвящен Эми Лерхаупт. Автобиографические нотки добавляют дополнительные слои и без того чувственной трилогии: получается, Линклейтер навсегда запечатлел исключительный вечер и позволил себе пофантазировать, как все могло обернуться, распорядись судьба иначе.

Обаяние импровизации или искусство диалога?

Если провести опрос среди фанатов трилогии и спросить, за что история Джесси и Селин заслуживает безусловной зрительской любви, то большинство ответят: за диалоги. В одной сцене героиня Жюли Дельпи говорит, что если в мире и есть магия, то она возникает между двумя людьми… в попытке понять и почувствовать другого. В «Перед рассветом» мы наблюдаем за формированием крепкой связи: Джесси и Селин блуждают по чужому городу и втайне надеются, что рассвет наступит как можно позже. Час за часом, километр за километром герои затрагивают разные темы и ощущают чистую радость от узнавания друг друга.

Жюли Дельпи в роли Селин на кадре из фильма «Перед рассветом»

Жюли Дельпи в роли Селин на кадре из фильма «Перед рассветом»

«Перед…» демонстрирует искусство драматургии: каждая из трех лент — буквально мастер-класс сценаристам, мечтающим приковать зрительский взгляд к экрану без помощи экшена. В трилогии действительно мало что происходит: Джесси и Селин гуляют и разговаривают. Очень-очень много разговаривают — о религии, философии, политике, искусстве, о самих себе и, конечно, друг о друге.

Ричард Линклейтер, Жюли Дельпи и Итан Хоук на съемках фильма «Перед рассветом»

Ричард Линклейтер, Жюли Дельпи и Итан Хоук на съемках фильма «Перед рассветом»

Оживленные беседы могут натолкнуть на мысль, что на съемочной площадке царила импровизация. Но на самом деле Дельпи и Хоук строго придерживались сценария. Впрочем, съемочная группа не знала, например, чем закончится «Перед рассветом»: Линклейтер снимал в хронологическом порядке, и в последнюю ночь съемок команда до трех часов утра думала над финалом. Актеры также внесли свой вклад: коллеги переписывали некоторые сцены, предлагали идеи и помогали Линклейтеру сделать персонажей более фактурными. По словам Дельпи, изначально сценарию «Перед рассветом» не хватало романтики. Жюли, Ричард и Итан работали бок о бок и обсуждали нюансы отношений героев. Например, одну из известных сцен — шуточный телефонный звонок друзьям — написала Дельпи. Именно в этот момент Селин фактически признается, что начинает испытывать чувства к Джесси. 

Проза жизни или красота повседневности?

В начале знакомства Джесси делится с Селин идеей телепрограммы, которая состоит из 24 часовых зарисовок реальной жизни людей по всему миру. Как и герой Хоука, сам Линклейтер одержим красотой повседневности: режиссер фиксирует окружающие пейзажи, слышит мелодии в шуме города, акцентирует внимание на местных жителях. Это помогает зрителям лучше погрузиться в мир героев. 

Итан Хоук в роли Джесси на кадре из фильма «Перед закатом»

Итан Хоук в роли Джесси на кадре из фильма «Перед закатом»

Романтические фильмы зачастую держатся на драматических поворотах сюжета: широкие жесты, неожиданные испытания и громкие воссоединения — режиссеры прибегают к штампам жанра, чтобы довести зрителей до слез. Линклейтер не хочет надрыва эмоций, куда важнее для него заставить публику поверить — этим двоим действительно интересно друг с другом, даже спустя десятилетия. Прежде всего, Джесси и Селин — невероятно живые и объемные персонажи. Молодые люди перебивают друг друга, заливаются румянцем, украдкой наблюдают за собеседником, а иногда просто молчат. Иными словами, ведут себя точно так же, как вели бы себя влюбленные в реальной жизни. 

Жюли Дельпи в роли Селин на кадре из фильма «Перед рассветом»

Жюли Дельпи в роли Селин на кадре из фильма «Перед рассветом»

Особенно выделяется сцена из «Перед рассветом», когда герои стоят чересчур близко в кабинке для прослушивания в музыкальном магазине. Линклейтер признался, что актеры не слышали песню Come Here Кэт Блум до съемок: это придало моменту еще больше подлинности. По словам режиссера, в большинстве фильмов герои бы поцеловались, но в жизни люди боятся делать первый шаг, из-за чего возникает приятная неловкость. 

Как Линклейтер говорит о трансформации любви с годами?

Итан Хоук невероятно точно описал идею всей трилогии: первый фильм о том, что могло бы быть, второй — о том, что должно было быть, а третий — о том, что есть. Интервал между фильмами — по девять лет. Мир за это время, как и актеры, успевает претерпеть изменения.

Жюли Дельпи в роли Селин на кадре из фильма «Перед рассветом»

Жюли Дельпи в роли Селин на кадре из фильма «Перед рассветом»

Решение показывать героев в разные этапы жизни — простой и одновременно гениальный шаг. Трилогия демонстрирует, как эволюционируют отношения и чувства. Вначале мы видим Селин и Джесси беспечными двадцатилетними, полными оптимизма и романтизма: молодые люди убеждены, что обмениваться адресами и телефонами не нужно, судьба обязательно сведет их вместе через шесть месяцев! В «Перед закатом» зрители наблюдают уже за состоявшимися тридцатилетними, у которых за спиной багаж опыта, а на повестке дня разочарование в мире. Оба так и не смогли забыть ночь в Вене и построить здоровые отношения с другими. «Перед полуночью» интонационно особенно выделяется в трилогии: на место остроумных разговоров и флирта пришли споры и разногласия. Сорокалетние Селин и Джесси отдыхают на побережье Пелопоннеса, вспоминают прошлое и ссорятся. Смотреть на супругов в кризисе может быть грустно: идеал романа из первых двух частей рассыпается вдребезги. Но Ричард Линклейтер никогда не преследовал цель снимать утешительную мелодраму. Для режиссера важнее всего фиксировать действительность: отношения не бывают безупречными, партнер может раздражать, в голову могут лезть мысли о сожалении. Постановщик вкладывает основную мысль всей трилогии в уста героя Хоука, когда тот после перепалок и безуспешных попыток рассмешить жену пытается объяснить Селин, что любовь — далеко не сказка, а жизнь никогда не будет идеальной. 

Итан Хоук в роли Джесси на кадре из фильма «Перед закатом»

Итан Хоук в роли Джесси на кадре из фильма «Перед закатом»

Разговоры о четвертом фильме не утихают годами. Известно, что Ричард Линклейтер готов снять продолжение, но, по словам Жюли Дельпи, им с режиссером и Хоуком не удалось разработать стоящую идею. И все же пофантазировать о том, что случится с Селин и Джесси в следующей части, — заманчивое удовольствие, которому сложно противостоять. Например, в 2020 году Итан Хоук поделился интригующей версией сценария четвертой картины. Актер считает, что было бы интересно понаблюдать за супругами в период пандемии коронавируса. Представьте: Джесси и Селин проводят время в изоляции и вновь дискутируют обо всем на свете. Но на фоне не шедевры архитектуры и морской пейзаж, а полки с книгами и пустые чашки на столах. 

Итан Хоук в роли Джесси на кадре из фильма «Перед полуночью»

Итан Хоук в роли Джесси на кадре из фильма «Перед полуночью»

(Не)идеальные концовки: они жили долго и счастливо или нет?

Сентиментальное жанровое кино грешит стереотипностью: дескать, все жизненные невзгоды испаряются по щелчку пальцев, когда на пороге появляется нужный человек. Трилогия Линклейтера относится к зрителям с уважением: в фильмах нет сладкой лжи, что Селин и Джесси будут жить долго и счастливо. В честности заключено неподдельное волшебство фильмов, чары которых действуют на зрителей спустя годы и сотни других просмотренных фильмов о любви.

Жюли Дельпи в роли Селин на кадре из фильма «Перед полуночью»

Жюли Дельпи в роли Селин на кадре из фильма «Перед полуночью»

Финалы «Перед…» сложно определить эпитетами «счастливый» или «печальный». Каждый раз Линклейтер оставляет за зрителем выбор решить, что будет с Джесси и Селин дальше: встретятся ли они в Вене через шесть месяцев, обретут ли счастье в Париже, преодолеют ли кризис после каникул в Греции? Открытые концовки являются торжеством жизни: неопределенность и правдоподобность идут рука об руку, а кино Линклейтера, как бы банально это ни звучало, оказывается зеркалом повседневности и одой настоящей любви. 

Итан Хоук в роли Джесси на кадре из фильма «Перед закатом»

Итан Хоук в роли Джесси на кадре из фильма «Перед закатом»
Текст: Гульназ Давлетшина
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2025 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?