Ловкая пародия на документальные расследования, скрывающая под слоем комедии увлекательный детектив и школьные драмы, которые не увидишь и в большом кино
Школа скромного американского городка охвачена пламенем небывалого скандала – какой-то неизвестный вандал проник на парковку для учителей и изрисовал машины преподавателей. 27 огромных членов, «украсивших» авто, стали предметом сурового разбирательства, ведь ущерб оценен в 100 тысяч долларов. Увы, улик немного – видеозапись камер наблюдения оказалась стерта, мотивы были у слишком большого числа детей и взрослых, а уж возможностей нахулиганить было предостаточно у всех. Однако главные подозрения падают на местного оболтуса Дилана Максвелла, который и члены рисовать любит, и розыгрыши устраивать мастер, и на преподов зуб имеет. Подросток отстранен от учебы, назначено судебное разбирательство, но в деле слишком много противоречий и белых пятен – за собственное расследование берутся два прытких школьника, Питер и Сэм, а попутно мальчишки начинают снимать документалку о событиях вокруг парковки и внутри школы.
Неожиданно выросший в Америке в разы за последние несколько лет интерес к телевизионным документальным расследованиям вообще и к криминально-судебному жанру сериалов в частности никак не мог остаться незамеченным – фильмы, подобные «Создавая убийцу», стали плодиться, как грибы после дождя, а их зрительская аудитория кратно умножилась. Но где нагнетается серьезность и увеличивается напряженность, неизбежно должна возникнуть область разрядки – этакое место, где пар от подобных расследований выйдет в свисток. Для криминальных документалок таким «громоотводом» стал сериал «Американский вандал» – пожалуй, одно из лучших сатирических телепроизведений последних лет.
Если вы видели хоть одно документальное расследование на каналах National Geographic, History или даже том же Netflix, вы обязательно узнаете в «Вандале» все основные черты, штампы и правила жанра. Авторов шоу Тони Яасенду и Дэна Перро можно только похвалить – с первых кадров они встречают зрителя с той серьезностью, какая присуща только наиболее мрачным документальным лентам о серийных убийцах или трагических происшествиях с десятками пострадавших. Вот только тема расследования «Вандала» много прозаичнее – кто-то баллончиком с краской нарисовал на машинах учителей обычной школы члены. Много членов. Очень много членов. И остался незамеченным. Это, разумеется, дало повод для серьезного телерасследования.
Сериал исполнен по всем правилам жанра – здесь в кадре задействована хроника телерепортажей, проведены десятки интервью с потерпевшими и подозреваемыми, создана виртуальная доска со связями между героями расследования и даже присутствует компьютерная реконструкция событий. От серьезной работы криминальных репортеров не отличишь, вот только герои здесь сплошь школьники да их не особенно разговорчивые учителя, но в этом-то и кроется главная фишка шоу – «Американский вандал» только притворяется сатирой и пародией, на деле это еще и очень любопытная школьная драма, исполненная в непривычной манере. Два юных журналиста здесь раскрывают такие глубинные конфликты, эмоции и переживания внутри неприметного быта старшеклассника, что этому могут позавидовать серьезные подростковые драмы. Одна только лежащая на поверхности история хулигана, которому за совокупность обид мстит вся школа, чего стоит – шекспировский накал страстей!
Впрочем, «Вандал» еще и отличный детектив. Как и положено, здесь поначалу обнаруживается и свидетель, и очевидный пострадавший, который был главной целью «художника», и наличие мотива у Дилана, и драматичный провал его алиби, но буквально с первой же серии стройная версия начинает рассыпаться как карточный домик. Свидетель оказывается известным лжецом, жертва оказывается провокатором, а доказательства в пользу обвиненного школьника, кажется, полностью его оправдывают. Правда, в финале все оказывается не так просто – зрителям придется несколько раз испытать резкий поворот расследования вместе с юными детективами.
Великолепно прописанные образы, блестяще выполненная стилизация, реалистичное использование современных средств связи и социальных сетей делают сериал одним из главных открытий этой осени – «Вандал» смешон, увлекателен и познавателен. При этом нельзя отрицать очевидный минус: в кадре явный перебор нарисованных членов, а речь героев из-за существа дела переполнена обсуждением гениталий, что несколько утомляет уже в первые минуты просмотра. Понятно, что это такая гипербола и жесткое увеличительное стекло, усиливающее эффект абсурдности происходящего, но выдержит это не каждая пара ушей и глаз.
Однако в остальном новый сериал Netflix только радует – оставаясь в рамках шаблонов жанра, «Американский вандал» превращает документальное расследование в нечто гораздо большее, в уморительную комедию, увлекательный детектив и подростковую драму с сотней неизвестных, из которых мозаика может сложиться самым непредсказуемым образом. Безусловный успех и абсолютный must see сентября.