![Аутсорс](/themes/filmru_desk/img/okko/autsors-desktop.png)
Удивительно, как удается братьям Михалковым (один из которых Кончаловский), вызвав заранее интерес к своим работам, заставить критиков эти работы заранее не полюбить. Помнится, на "Сибирского цирюльника" киножурналисты шли, заранее вооружившись язвительными упреками. С чуть меньшим, но все же - предубеждением - шла московская критика на фильм Андрея Кончаловского "Дом дураков".
Удивительно, как удается братьям Михалковым (один из которых Кончаловский), вызвав заранее интерес к своим работам, заставить критиков эти работы заранее не полюбить. Помнится, на "Сибирского цирюльника" киножурналисты шли, заранее вооружившись язвительными упреками. С чуть меньшим, но все же - предубеждением - шла московская критика на фильм Андрея Кончаловского "Дом дураков".
История с его выдвижением на Оскара от России получилась с запашком - слишком уж явно к этому выдвижению младший брат руку приложил, не особо даже скрывая, что решение российского оскаровского комитета, прошу прощения за тавтологию - дело решенное. Одним словом, "Дом дураков" стал одним из самых скандальных за последнее время российских фильмов - в смысле мышиной возни вокруг него. Напомним кстати, что эта картина получила Гран-при Венецианского кинофестиваля - престижную награду престижного фестиваля.
Выбрать героями фильма душевнобольных - ход сколь банальный, столь и выигрышный. Во-первых, отличный материал для лепки образов (как известно, мир душевнобольного человека красочен и куда интереснее мира человека нормального). Во-вторых, любая сюжетная линия, даже самая невероятная или - наоборот - примитивная - имеет право на существование.
Несомненно, Кончаловский - профессионал с большой буквы. Даже несмотря на некоторую жанровую эклектичность картины, несмотря на очевидные изъяны драматургии, фильм все же производит впечатление законченного и цельного произведения. Но Кончаловский, помимо того, еще и конъюнктурщик с большой буквы. Конечно, снимать сказки волен всякий. При условии, что ты готов признать свой опус сказкой. Если ты снимаешь правду - снимай правду. А дурить никого не надо. Там, где на экране только обитатели дома скорби, Кончаловский уверенно держит планку - занятные образы (особенно выделяется Марина Полицеймако в роли местной Новодворской), приятное глазу переплетение сюжетных линий, точное соответствие формы и содержания… Но вот началась политика. И, как пелось в одной известной песне, "все хорошее в себе доистребили". Кончаловский-конъюнктурщик, не поперхнувшись, съел Кончаловского-художника. Второй, похоже, не был против. Еще бы - подчинить фильм такой свежей и чертовски верной мысли, что и чеченцы, и федералы тоже люди, - это дорогого стоит. Это, знаете ли, всем приятно будет, потому как глубокий пацифизм и оголтелый гуманизм всегда нравились как родному государству, так и не очень разборчивому по художественной части неродному Оскару. Кто не согласится, что чеченцы, особенно в условиях партизанской войны, - душки и утонченные интеллигенты? Кто будет спорить с тем непреложным фактом, что солдаты федеральных войск - славные ребята без грамма озлобленности? А стоит нашему лейтенанту повстречаться с чеченским полевым командиром, окажется, что они вместе воевали в Афганистане, и один спас другого. Кто сказал "Буданов"? Не было никакого Буданова. Крови, насилия, убийств - упаси Господь. Ничего этого на войне нет. Русские солдаты - люди. Чеченцы - тоже люди. "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались".
Все не так плохо, как нам пытаются это представить. Но такие фильмы опасны и губительны для самого художника, потому что там, где начинается заказ и конъюнктура, кончается настоящее искусство. Кончаловский не даст соврать.