«Бойцовскому клубу», филигранной экранизации одноименного романа Чака Паланика, исполняется 25 лет. Фильм, вышедший в лучший год в истории кино, стал настолько этапной для американского общества картиной, что режиссеру проекта Дэвиду Финчеру до сих пор периодически приходится отвечать на вопросы об идеях, заложенных в «Клубе», и правильности их интерпретаций. Пытаемся разобраться, насколько «Бойцовский клуб» почтенно состарился и действительно ли мы знаем Тайлера Дёрдена.
Я — воплощение американской мечты Джека
Бешеную популярность «Бойцовский клуб» получил практически сразу после премьеры в октябре 1999 года. Секрет в точнейшем попадании в нерв американского общества, которое никогда не было так близко к границе пресловутой американской мечты с момента появления этого термина. Однако большие истины, звонкими штампами отпечатанные на страницах книг, столкнувшись с реальностью, сжались до обыкновенного социального неравенства и оголтелого консьюмеризма. «Выбирай большие телевизоры, стиральные машины, автомобили, проигрыватели компакт-дисков, электрические консервные ножи».
«Бойцовский клуб» — большой студийный проект с масштабной маркетинговой кампанией и звездами первой величины в главных ролях — стал идеальным выхлопом пресытившегося потреблением общества. Рассказчик (Эдвард Нортон) был типичным «белым воротничком», страдающим от ненавистной работы, болота зоны комфорта и бессонницы. И там, где Патрик Бейтман в качестве борьбы с рутиной, уводящей в депрессию, выбирал убийства (или фантазии о них), Рассказчик выбрал каталог ИКЕА и обустройство собственного гнездышка. Согласитесь, куда более безобидное занятие, чем беготня за секс-работницами с бензопилой.
В 2024 году, в состоянии перманентной рецессии, непрекращающихся конфликтов на почве чего угодно и растущими быстрее, чем Джеймс Бонд успел бы сказать «пас», ставками, утомление от спокойной, даже скучной жизни кажется немного надуманным. Но в 1999-м, выбрав жизнь, работу, карьеру, Рассказчик эффективно воплотил американскую мечту, получив все, о чем грезил. Кроме свободы. И тут на сцену выходит Тайлер Дёрден (Бред Питт) — персонификация всего, чего так не хватало Рассказчику в мире комфортных диванов и автоматических кофемашин.
Я — неверное прочтение Джека
Спустя столько лет ни для кого уже не будет спойлером, что Тайлер Дёрден и Рассказчик — одно лицо. Робкий клерк создал в своем воображении яростного харизматичного красавца, подворовывающего жир из клиник липосакции для производства мыла и развлекающегося вклеиванием изображений пенисов в кинопленки с мультфильмами. Зачем? Чтобы не расслаблялись. Вся философия Дёрдена держится на эмоциональных нигилистических лозунгах. «Обрастая вещами, попадаешь к ним в рабство!», «Лишь утратив всё до конца, мы обретаем свободу!», «Самосовершенствование — онанизм, саморазрушение — вот что действительно важно» — кажется, «пацанские паблики» появились задолго до соцсетей.
Тайлер пропитан токсичной маскулинностью. Он презирает всех потеющих в спортзалах, но выглядит так, будто сошел с рекламы премиального нижнего белья. Мечтает подраться с собственным отцом, стать охотником на руинах Рокфеллер-центра, а идеальным алгоритмом свиданий для Дёрдена была бы последовательность Женщина — Дубина — Пещера. Тайлер вместе с Рассказчиком создают небольшой клуб по интересам: уставшие от рутины мужики собираются по вечерам в подвале и мутузят друг друга до потери сознания. Постепенно похожие образования появляются в других городах, а совсем скоро относительно безобидные объединения бойцов превращаются в экстремистские ячейки.
Основной претензией к «Бойцовскому клубу» было и остается оправдание насилия, которое творят Тайлер и его приспешники. Впрочем, утверждать такое можно, только весьма поверхностно ознакомившись с материалом. Виновен ли фильм Финчера в том, что лег на благодатную почву, породив тысячи подражателей и сочувствующих движению Дёрдена? Или «Бойцовский клуб» просто стал зеркалом эпохи? В одном из интервью Дэвида Финчера спросили, как он относится к той категории фанатов фильма, что искренне восхищается Тайлером Дёрденом. Режиссер ответил: «Не могу представить, будто люди не понимают, что Тайлер Дёрден отрицательный персонаж. Я даже не знаю, как им помочь».
Я — дух времени Джека
«Бойцовский клуб» однозначно виновен только в одном: Финчер сознательно усложнил те идеи, что закладывал в фильм, спрятав их за плотным слоем сатиры и приправив приемами вроде ненадежного рассказчика. Всю картину режиссер играет со зрителями, водя их за нос, а какие-то подсказки получится разглядеть далеко не с первого просмотра. Современное кино, работающее с социальным контекстом, далеко не всегда идет теми же путями, что «Бойцовский клуб», скорее стремясь донести даже простую идею куда более громкими и прямыми методами, пусть порой и радикальными.
Да, «Бойцовский клуб» в повествовании обращается и к абьюзивным отношениям, и к самоповреждению, и к избыточному насилию, и к опасным идеям, способным разбередить неокрепшие умы. Однако это не делает фильм Дэвида Финчера вредным или плохим, ведь главное — рассматривать его в контексте времени. Но даже спустя 25 лет лента остается стильным, громким высказыванием с потрясающими актерскими работами Эдварда Нортона, Брэда Питта и Хелены Бонем Картер. Одним из самых влиятельных произведений эпохи, прекрасно отражающим актуальные на момент выхода фильма тенденции. И, конечно, буддистских масштабов историей о необходимости обретения внутренней гармонии и равновесия, без которых ни один небоскреб не устоит.
Ну это спишем на фильтр юности, так что когда потом пересмотрел, немного мозги уже встали на место.
Вердикт: фильм надо смотреть несколько раз
Ну это спишем на фильтр юности, так что когда потом пересмотрел, немного мозги уже встали на место.
Вердикт: фильм надо смотреть несколько раз
Сам фильм, конечно же, сейчас бы не сделал такого фуррора, как в конце 90-е, начале 2000-х. Но смотрится он по-прежнему круто. Особенно на фоне современного конвейера в кино, где ничего не важно, кроме кассовых сборов.