Третья серия известного хоррор-фантастического цикла, которая ради примитивного политического посыла отказалась от того, что сделало «Судную ночь» хитом
Третья серия известного хоррор-фантастического цикла, которая ради примитивного политического посыла отказалась от того, что сделало «Судную ночь» хитом.
Вот уже четверть века в Америке проводятся Судные ночи – ежегодные ночные «праздники», во время которых разрешается совершать почти любые преступления, включая изнасилования и убийства. Восемнадцать лет назад Чарли Роан (Элизабет Митчелл) потеряла таким образом всю семью. Теперь она заседает в Сенате, баллотируется в президенты США и заявляет, что приложит все силы для отмены кошмарного торжества. Поскольку у Чарли отличные шансы на победу, правящая партия «Новые отцы-основатели Америки» в очередную Судную ночь посылает наемников для убийства женщины. Почти все ближайшие сподвижники Чарли погибают или предают начальницу, но Лео Барнсу (Фрэнк Грилло), телохранителю Роан, удается спасти Чарли и спрятать ее в магазине, который защищают от грабителей продавец Джо (Майкелти Уильямсон) и его друзья. Тем временем лидер «антисудебного» Сопротивления Данте Бишоп (Эдвин Ходж) готовит нападение на церковь, где пережидает Судную ночь правящая верхушка.
Большинство сюжетов хорроров масштабированию не поддаются. Если вы сняли удачный фильм о злобном призраке или о серийном убийце и заработали кучу денег, то сиквел, вероятно, будет очень похож на предыдущую ленту. Вам попросту не на что будет потратить увеличенный бюджет, если не считать найма более известных актеров и заказа более убедительных спецэффектов.
«Судная ночь» – исключение из правила. Вышедший в 2013 году фильм опытного сценариста и начинающего режиссера Джеймса Демонако был скромной постановкой с бюджетом в 3 миллиона долларов, однако речь в нем шла о маленьком срезе того, что происходило по всей Америке. Поэтому, когда лента стала хитом, Демонако смог придумать и поставить куда более размашистый сиквел «Судная ночь 2», который, по мнению критиков, был сильнее первой «Судной ночи». К сожалению, повторить этот трюк в «Судной ночи 3» Демонако не сумел.
Трудно поверить, но всего через три года после съемок первой ленты режиссер начисто забыл, в чем состоит главная «фишка» его цикла. Заключена она, как легко определить по первым двум лентам, в том, что Судная ночь выявляет истинную сущность людей, невидимую средь бела дня. Лучший друг втыкает вам нож в спину, а сомнительного вида незнакомец рискует ради вас жизнью. Поэтому во время Судной ночи нельзя никому доверять, но вы можете приятно обмануться. Ясно, что сюжеты на эту тему лучше всего «работают», когда в кадре обычные люди на грани добра и зла, которые в любой момент могут уйти в одну или другую крайность.
В «Судной ночи 3», однако, таких персонажей почти нет. Основные герои ленты еще до начала боевых действий поделены на демонов и святых, и за всю картину никто из них не дает ни единого повода усомниться в его моральном облике. При этом злодеями по преимуществу служат Новые отцы-основатели и их приспешники и наемники (последние украшены нацистскими татуировками, чтобы никто не заподозрил их в человечности), а в качестве святых выступают Чарли, Лео, Джо, Данте и их друзья и соратники. Это уже не провокационный психологический хоррор о непредсказуемости освобожденных от внешнего сдерживания людей, а плоский политический памфлет, в сравнении с которым «Голодные игры» кажутся «Войной и миром».
Конечно, политические памфлеты поп-культуре тоже нужны. Но посыл «Судной ночи 3» о том, что верхи удерживают власть, пока низы убивают друг друга, можно изложить за несколько минут, а больше ленте зрителям сказать нечего. Показательно, что Чарли оказывается не мудрым и предприимчивым лидером, а туповатым «органчиком», изрекающим затхлые банальности вроде «Если ты его убьешь, ты станешь таким же, как он!» и фактически ничего не делающим на всем протяжении ленты. Это не альтернатива безумным фанатикам из партии Новых отцов-основателей, а блондинистая заглушка-манекен на том месте, где должен был быть кто-то вроде президента Уитмора из «Дня независимости».
Может быть, «Судная ночь 3» компенсирует идейную примитивность захватывающим сюжетом и мощным экшеном? Нет, действие ленты предсказуемо и лишено сюрпризов, а боевых сцен в фильме удивительно мало. Есть кое-что в начале, есть чуть больше в самом конце, но в основном «Судная ночь 3» – разговорная постановка с из рук вон плохо написанными диалогами. Экшен-сцены придуманы точно так же – ни одна из них не врезается в память. Перестрелки как перестрелки.
Наконец, актеры ленту тоже не спасают, поскольку звездной харизмой среди них могут похвастаться лишь «манекен» Элизабет Митчелл и Майкелти Уильямсон, роль которого куда ярче, но все же не настолько занимательна, чтобы Уильямсон в одиночку вытащил картину. Мало того, на фоне этого колоритного актера теряется Фрэнк Грилло, который был центральным персонажем «Судной ночи 2» и который служит формальным главным героем третьей ленты. Так что не факт, что фильм выиграл от приглашения Уильямсона. Хотя без него, вероятно, было бы еще хуже.
С 28 июля в кино.