В первом сезоне «Игры на выживание» режиссер Карен Оганесян, кажется, совершил настоящее чудо – снял сериал, где все оказалось не тем, чем кажется. А еще убил почти всех главных героев. 28 ноября проект возвращается на ТНТ со вторым сезоном, новыми героями, локациями и, конечно, загадками. Чего ждать на этот раз? И почему этот сезон едва не стоил своему создателю жизни? Обо всем этом Карен рассказал в интервью.
Первый сезон «Игры на выживание» был невероятно успешен, от второго ждут не меньше, а даже больше. Насколько сложно работать, когда на плечах уже есть груз чужих ожиданий?
У нас есть история в голове, и мы идем за ней, а не за зрителями и их ожиданиями. К тому же эта история очень живая, что бы мы там ни придумывали, персонажи могут сами увести нас в другую сторону, потому что лучше знают дорогу. Но я точно могу сказать, что второй сезон умнее и больше интригует. Знаю, что многие полюбили первый сезон за экшен, но сейчас мы должны раскрыть обратную сторону игры, а это требует несколько иного типа повествования. Надеюсь, что зритель примет сезон таким, а те, кто сначала будут в недоумении, к финалу оценят этот ход.
«Игра на выживание» понравилась и зрителям, и критикам. А какой лучший отзыв на первый сезон вы слышали или читали?
На самом деле лучшая рецензия – это когда тебе говорят, что проект продлили на следующий сезон. Поверьте, вот это настоящее признание! А так, меня удивило, когда позвонил Жора Крыжовников. Это было не сразу после выхода первого сезона, месяцев через четыре-пять. Не хочется обижать других, но Жора сказал, что это один из немногих наших сериалов, которые он посмотрел, и ему очень понравилось. Ему настолько зашло, что он не мог не сказать мне об этом.
Что принципиально нового вы ввели в новый сезон?
Наверное, я скажу про контрасты в плане погоды и локаций. В первом сезоне была холодная зеленая Абхазия, а во втором – жаркий-жаркий Восток. Кстати, для третьего думаем про Байкал, но это пока идея. Эти контрасты не только про картинку, но в этом есть и психологизм. Героев кидают в какие-то природные катаклизмы, и непонятно, как человеческий организм на это отреагирует. Вот вы знаете, что такое +60?
К счастью, нет!
А мы знаем, потому что снимали в такую погоду. У меня артисты падали в обморок прямо на площадке. Плюс мы все еще чуть не умерли от ковида, в том числе я. Пришлось останавливать съемки, пока я лежал. А потом буквально заново учился ходить, потому что все тело страшно болело. Так что «Игра на выживание» – это и про меня самого. Как назовешь корабль, так и поплывет, конечно. Что в Абхазии я под капельницами снимал, что тут.
А что тогда случилось в Абхазии?
Тоже болел, какой-то вирус схватил. Это как раз про то, что физически организм не приспособлен к контрастам, мы привыкаем к определенной среде обитания и резко реагируем, оказавшись в совсем другой. Собственно, это мне хотелось показать и в сериале.
По сюжету в сериале появляются несколько персонажей – родственников тех героев, которые погибли в первом сезоне. Как возникла эта идея?
Мне кажется, что она была на поверхности! Во-первых, в этом есть логика. Если бы такое шоу делал какой-нибудь федеральный канал, а на нем что-то случилось, семьи бы захотели разобраться. Во-вторых, новым героям сложно присоединиться к проекту без связи с предыдущими. Зрителям нужно привыкнуть, их узнать. Ну вот я даже сам представляю: я посмотрел первый сезон, вот второй, и какие-то другие люди, у меня вопрос сразу: «А ты кто?» Тут же понятно: это брат того персонажа, а тут мать другого. Без этой привязки сложно вводить их в игру, потому что за ними нет бэкграунда в виде двенадцати серий.
Получается, что Андрей Чадов одновременно продолжает историю со звездами, которые играют самих себя, плюс он же брат Алексея Чадова?
Плюс-минус это так. Он играет брата.
И сколько в нем все-таки от реального Андрея Чадова?
Слушайте, ну это такой странный вопрос. Все звезды в сериале – версии самих себя, таких, как их представляют зрители. Про каждого же есть какие-то слухи, зрительское восприятие. Мы чуть-чуть придумывали и дали людям то, что они хотят услышать и увидеть. Как зубы Верника. Про них много говорят, а мы их прямо зрителю «в лицо» показываем. Такие небольшие «приветы» передаем.
Нередко в закрученных сериалах создатели так стараются сделать сюжет интересным, что к финалу уже логика событий начинает противоречить тому, что было в начале. Классический пример тому – Lost. А у вас с самого начала была (и есть) четкая картинка того, что происходит?
Конечно, нет! Я честно скажу, что сама идея Игры была из другого зарубежного сериала, но там было вообще непонятно, зачем люди делают то, что нам показывают. Плюс богачи делали ставки на игроков, как в том же «Кальмаре…». Идея интересная, но мне категорически не хотелось просто снимать то, как люди бегают по лесу и умирают, а кто-то на них делает ставки. Такое уже было миллион раз. Я хотел внести какие-то смыслы. Собственно, во втором сезоне мы начинаем их расставлять, и к третьему они должны уже прорасти как основные истории.
Но для себя лично вы уже на все вопросы ответили?
О том, что происходит? Как минимум я понимаю, куда хочу это вывести. Замысел есть, осталось воплотить его так, чтобы зрителям он тоже был понятен. И то, что мы показали в первом сезоне, потом склеилось с третьим.
Кстати, а вы бы могли назвать пару-тройку своих любимых сериалов с закрученным сюжетом? То, что, на ваш вкус, по-настоящему круто сделано?
В этом смысле мне очень нравится «Настоящий детектив», первый сезон. Вот вся эта тьма, которая показана, очень круто выглядит. Плюс это невероятно сложный сериал по структуре с драматургией высочайшего уровня. Еще мне нравится «Во все тяжкие», который в плане повествования развивается как бы не спеша. Но в этом есть тот самый кайф, потому что ты начинаешь по-настоящему понимать и чувствовать героев.
У вас обширная фильмография. А есть ли проекты, откуда вы бы хотели вымарать свое имя из титров?
Все! Шучу! Конечно, нет. Поймите, любой проект – это путь, который надо было пройти, а за свои поступки надо отвечать. У меня есть вопросы практически ко всему, что я делал. Но когда я работал, то делал ровно то, на что был способен именно в тот момент. Поэтому я не собираюсь извиняться ни за один из своих проектов, я всегда делаю выводы и иду дальше. Если не учишься и не двигаешься, то зачем вообще все это?
Так, но список ошибок все же не назовете?
Да это даже не ошибки! Любой проект – это урок. Нет такого, что ты снял десять картин и теперь знаешь, что такое режиссура. Если человек подобное скажет даже после того, как он получил «Оскар», это значит, что он так и не понял, что это такое. Для меня профессия режиссера безгранична, никто не знает ее возможностей. Можно пойти в эту сторону или в другую, чтобы чуть-чуть понять, что это. А когда ты начинаешь заниматься проектом, то понятия не имеешь, что в итоге получится. Это же не та ситуация, когда ты делаешь плохо, осознавая это, и продолжаешь. Что-то казалось классным, но позже выяснилось, что это не так. На то могут быть свои причины, в том числе неопытность, нежелание прислушаться к совету других, да много их может быть.
А как вы считаете, иностранные стриминги изменили нашу киноиндустрию в лучшую сторону?
Качество драматургии точно изменилось. К тому же много киношных людей стали производить сериалы, потому что сегодняшний зритель в кино все же приходит развлекаться, а не думать. Сериал – это более длинная форма, где ты десять часов можешь рассказывать историю. Никакая «Игра на выживание» в виде полного метра не выстрелила бы. Не было бы времени, чтобы изучать всех этих людей.
Хотя все равно есть проблема качества материала и отношения авторов к проектам. Большинство наших авторов пишут по два-три сценария параллельно. Ничего хорошего из этого не получается, потому что нужно заниматься чем-то одним. Я же не снимаю два фильма одновременно!
Не секрет, что без иностранных премьер кинотеатры сейчас переживают глубокий кризис. Как вы думаете, есть ли какой-то рецепт их спасения?
Знаете, у нас полно классных ребят-сценаристов, студий, которые производят совершенно разные проекты. Уверен, что если в течение года-двух государство будет поддерживать интересные и неожиданные фильмы, а также давать возможность новым людям снимать, то в итоге все нормализуется. Более того, я уверен, что через пару лет и наши фильмы смогут собирать миллиарды в прокате.