Недотягивающее до большого кино телемыло с сомнительной моралью, рыхлым сюжетом и быстро наскучивающими актерскими ужимками обращено к той категории зрителей, которые в кино не ходят принципиально. Так чего от него ждать?
Недотягивающее до большого кино телемыло с сомнительной моралью, рыхлым сюжетом и быстро наскучивающими актерскими ужимками обращено к той категории зрителей, которые в кино не ходят принципиально. Так чего от него ждать?
Михаил Белкин – наследник именитого семейства Белкиных, известного своими достижениями в самых разных областях. Михаил же очень тяготится тем, что работает простым конструктором, а все его величие заключается в том, что он проживает в старинном доме отца в центре города. Уныние Михаила лишь усиливается, когда внезапно в его доме появляется таинственный молчаливый дед, несущий лишь проблемы, разрушения и неприятности. Впрочем, есть у дедова присутствия и хорошая сторона – он может исполнять желания, несколько странным образом, но может. Безграничные возможности превращают Михаила и его жену Машу в совсем других людей.
Не откроем большого секрета, если в очередной раз заявим о том, что отечественный кинематограф испытывает тяжелейшую нехватку идей. Худо-бедно в России выросло поколение постановщиков, операторов, актеров, способных воплотить на экране какие-никакие характеры, эмоции, события. Все упирается в то, какие события, эмоции и характеры им предстоит воплощать, что может предложить сценарный цех. И вот тут начинаются проблемы, хороших идей для фильмов оказывается так мало, что их не хватает даже для тех скудных нескольких российских картин, выходящих в отечественный прокат ежегодно. Идеи ищутся повсеместно, в ход идет все, до чего можно дотянуться. Иногда такой риск себя оправдывает, но чаще ведет к краху.
В основе сценария комедии «Дедушка моей мечты» лежит произведение Леонида Якубовича. Да-да, того самого бессменного телевизионного ведущего «Поля чудес», которого за время выхода программы в эфир успели нарядить в добрый миллион костюмов, накормить едой со всего мира и заставить спеть, сплясать и походить на голове. Оказалось, что он еще и пишет, а то, что он пишет, находятся желающие снимать. Собственно, на фамилии Якубович можно было и закончить рассказ, любому, кто видел его программу, примерно понятен и уровень чувства юмора, и профессиональная деформация, проистекающая из общения с определенным кругом своих почитателей, оборачивающаяся желанием им же понравиться. Якубович, а вслед за ним и режиссер Александр Стриженов делали свое кино для домохозяек за пятьдесят, для женщин, замотанных бытом, стремящихся уйти от реальности в тину телеэфира, для дам, которые вроде перестали быть «курицами-несушками» с выводком детей, но еще не превратились в старух. Такой женщине обязательно полагается никчемный муж, который «только грязь с работы приносит вместо денег» и «лампочку вкрутить в коридоре не может уже месяц».
Николай Добрынин и Екатерина Стриженова (еще один привет телевизору) играют именно такую пару – «избавившиеся» от взрослого сына, живущего своей жизнью, они продолжают изображать любовь, но, по сути, давно терпят друг друга, как неизбежное зло, по принципу «могло быть и хуже». Зрителя не должны вводить в заблуждение их взаимные нежности в начале фильма, по мере развития событий станет понятно, что каждый из них сам по себе, а в случае изменения обстановки вокруг одного в лучшую сторону второй моментально будет выставлен за дверь. Отражение это реальной современной семьи? В какой-то степени. Гротесковое, но при этом близкое к обыденности. Такие «тетки» окружают нас в магазинах, больницах, транспорте.
Что может их изменить? Авторы полагаются на чудо: мол, придет волшебник, пошамкает, и вы найдете пятитысячную купюру, получите одобрение начальства, выиграете суперприз, а то и станете олигархом. Тут авторы заметили очень точно – мечты этих «теток» и их мужей вертятся исключительно вокруг достатка и роскоши. Так чего стоит ожидать от фильма, адресованного столь недалеким людям. Правильно, ничего особенного.
Собственно, весь фильм, который режиссер считает «буффонадой», держится на двух простых «гвоздиках». Во-первых, на узнаваемых лицах Первого канала (ну хорошо, загримированный Якубович слабоузнаваем, но тем не менее) и на нелепых бедах в квартире, которые гораздо веселее смотрятся в каком-нибудь «Паддингтоне», веселящем публику, в отличие от четы Белкиных, тяготящихся тем, что им приходится быть центром истории. Несколько второстепенных линий – с соседкой, работой и домом престарелых – лишь усугубляют общую апатию от происходящего. Фильм безумно скучен и как-то тягостен, несмотря на то что нацелен смешить. Здорового зрителя, не обремененного тяжелым наследием «сектора “приз”», повеселить может только одно – смазанный никчемный финал в духе «Остаться в живых». Но до этого финала еще дожить надо, а это тот еще риск.