Крайне непривычное для обывателя зрелище, стоящее где-то между «Голодными играми» и «Королевской битвой», позабавит того, кто ищет в кино чего-то нового в самых неожиданных жанрах
Крайне непривычное для обывателя зрелище, стоящее где-то между «Голодными играми» и «Королевской битвой», позабавит того, кто ищет в кино чего-то нового в самых неожиданных жанрах.
Старшеклассник Такахата, затюканный школьными буднями, одним прекрасным днем обратился к богам с просьбой хоть как-то разнообразить его жизнь. Удовлетворение просьбы не заставило себя ждать – войдя в школу, юноша обнаруживает, что все ученики стали частью какого-то не то эксперимента, не то наказания. Прямо в классе игрушечная фигурка играет с детьми в жестокую игру, где проигравший лишается жизни. Двери и окна школы забаррикадированы, кровавое побоище транслируется по телевидению и через Интернет на весь мир. Пока взрослые решают, каким образом вызволить школьников из плена, дети должны примерить на себя страшную волю богов.
Пересказ манги или аниме – занятие заведомо бессмысленное. Не только потому, что сюжетные перипетии хорошего японского комикса или фильма иногда настолько изощренно запутаны, что разобраться в них может лишь подлинный фанат, но и по причине их необыкновенной визуальной составляющей. Много ли даст человеку, не знакомому с живописью, даже самое красочное описание шедевров художников с мировыми именами? Нет. На то и поговорка: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». В своем новом фильме «Страшная воля богов» неутомимый режиссер Такаси Миике демонстрирует свой взгляд на одну из популярнейших в Японии мангу, выполненную в жанре хоррора и психологического триллера. Лучшего способа познакомиться с этим удивительным жанром не придумаешь.
Описанная нами в синопсисе ситуация с куклой – лишь первый этап приключений. Далее героев ждет гигантская фарфоровая кошка, охотящаяся на людей-мышей, летающие кегли, играющие в своеобразные жмурки, огромный медведь, задающий вопросы, и трио вредных матрешек, предпочитающих игры на свежем воздухе. Если от перечисления этих странных персонажей у вас ничего не екнуло внутри, это не страшно – такое действительно нужно видеть, а не читать. Если, глядя на Мстителей, вы полагаете, что комикс-культура кинематографом постигнута, то вот вам совершенно иной взгляд на мир рисованных героев. Хватайтесь за подлокотники кресел, в дороге будет трясти!
Выпускающий по два-три фильма в год 54-летний японский визионер Такаси Миике, наверное, даже не вспотел, когда снимал «Волю» – столько в фильме чувствуется энергетики, воздуха и нескрываемого драйва. Картина берет с места в карьер, в первой же сцене лишая нескольких прелестных школьниц голов, и напор этот не ослабевает до самых финальных титров. Позиционирующаяся как хоррор картина на деле находится на стыке жанров. Безусловно, ее нельзя не сравнить с «Королевской битвой», вполне очевидны параллели «Воли» с «Голодными играми», больше того, в некоторых поворотах сюжета читается искаженное отражение «Куба», «Пилы» и даже «Бегущего в лабиринте» – настоящее пиршество для киномана. Причем Миике не просто копирует какие-то приемы или сюжетные ходы, от его «богов» ожидать можно чего угодно, разве что кровь будет гарантирована с уверенностью. Нужно ли что-то еще человеку, пришедшему в кинозал за развлечением?
Впрочем, не развлечением единым, как и положено манге, в «Страшной воле богов» есть место и пусть весьма скромным, но все же философским размышлениям. Герои постоянно находятся в стрессе выбора, каждую минуту нужно принимать новое решение, и отталкиваться в этом решении нужно от своего мировоззрения. Можешь ли ты перешагнуть через свои принципы ради спасения жизни? Готов ли на геройский поступок? Честным лобовым ударом или обманом и хитростью будешь отстаивать жизнь? Ну да не будем слишком глубоко погружаться в драматизм, ведь «Страшная воля богов» прежде всего под завязку набита специфическим юмором, который проявляется самыми неожиданными, а главное, разнообразными способами. И кровь здесь не всегда кровь, и в мышей временами наряжаться приходится, и в любви признаваться, и в доспехах побегать – американское кино, пожалуй, со времен «Хижины в лесу» не демонстрировало подобной удали и самоиронии.
К сожалению, не обошлось и без ложечки дегтя. Увы, даже для азиатской школы кино ведущие актеры играют весьма условно, порой превращаясь в подлинных истуканов и часто переигрывая так, что сводит скулы. Недоработаны и некоторые сюжетные линии – таинственный компьютерщик в запертой комнате, например, или бродяга-инженер появились на мгновение и исчезли. Откуда взялся летающий куб и завершил ли он свои дела на Земле? Является ли это заявкой на сиквел? Было бы интересно.
Конечно, люди, более искушенные в аниме и манге, могут брезгливо отмахнуться от наверняка не слишком канонической постановки Миике. Но для зрителя, который «Страшной волей богов» только приоткрывает дверь в таинственный мир современной японской массовой культуры, просмотр фильма может стать стимулом к дальнейшим поискам. Ну, или, по крайней мере, приятно позабавить – кино это действительно нетривиальное, не похожее на то, к чему мы привыкли, и оттого незабываемое.
С 23 апреля в кино.