Ларри Кларка ("Детки", "Садист") считают скандальным режиссером, а весь скандал в том, что он пришел в режиссуру, будучи совершенно взрослым, состоявшимся человеком пятидесяти двух лет от роду. Делает то, что считает нужным, без оглядки на общественное мнение, и вот результат. За то, что "с народом не посоветовался", Кларка винят во всех смертных грехах.
Ларри Кларка ("Детки", "Садист") считают скандальным режиссером, а весь скандал в том, что он пришел в режиссуру, будучи совершенно взрослым, состоявшимся человеком пятидесяти двух лет от роду. Делает то, что считает нужным, без оглядки на общественное мнение, и вот результат. За то, что "с народом не посоветовался", Кларка винят во всех смертных грехах.
Но он вправду не мальчик, не со вчера зарабатывает на жизнь и славы вкусил, еще будучи фотографом. Ответ на обвинения очевиден: "Не хотите – не смотрите". Потому во избежание новых недоразумений нельзя не предупредить, кому действительно не нужно смотреть самый свежий фильм Ларри Кларка "Кен Парк".
В первую очередь, фильм нельзя категорически смотреть маленьким – причем даже не до шестнадцати, а желательно до появления первого собственного ребенка или хотя бы до брака – то есть пока есть почва для иллюзий. Ведь вообще-то иллюзии – это прекрасно. Во-вторых, "Кен Парк" – не для тех, кто питает иллюзии, не имея для этого никакой почвы, то есть свято верит в какие-нибудь "семейные ценности", понимая под ними ценность полной вседозволенности для себя при непозволительности ничего ни для кого другого в семье. Тот, кто до сих пор и совершенно искренно затевает семейные торжества с участием детей, которых ненавидит с тех пор, как родил, за то что они его переживут, и родителей, которых ненавидит с тех пор, как родился, за то что они еще живы, а счастья нет – он просто не поймет, что такое ему показали. И слава богу, что не поймет, и не надо ему, поздно уже. В-третьих, не нужно смотреть фильм Кларка тем, кто больше не питает иллюзий, но еще скрывает это, то есть свято верит, что если скрыть отсутствие, то присутствие как бы возобновится. Но тогда заодно приходится скрывать и кусочек голого бедра, если он не дай бог показался в разрезе юбки, и волосатую грудь, если на воротнике не дай бог расстегнулась пуговка, не говоря уже о подробностях мастурбации, куннилингуса и группен-секса. То есть "Кен Парк" решительно мимо носа, когда сам факт присутствия в кадре спермы или мочи - свидетельство отсутствия искусства.
Фильм, начавшийся с парнишки на скейтборде, катящего по утреннему и солнечному калифорнийскому городку, закольцован этим парнишкой в действительно неоднозначную, осмысленную и притом максимально документальную картинку жизни определенного сорта людей. Она так безыскусно документальна и нарочно упрощена, потому что люди простые. Представьте ту же картинку в Наро-Фоминске вместо Калифорнии. Тут бы уж и моя нервная система не выдержала массы рвоты, в которой захлебываются все наши простые подзаборные алкоголики, и мочи, которой они поливают головы девчонок, предварительно изнасилованных в, как всегда, неосвещенном подъезде. Калифорния Кларка – это еще цветочки, и парнишка, катящийся на доске, скорее, вводит в смущение. Даже то, что минутой спустя на той же утренней солнечной площади он сядет, улыбнется, достанет пистолет и вышибет себе мозги на виду у всех, тоже смущения не развеивает. Думаешь: так, мол, опять патология трудного детства. Ну, видали уже как в "Детках", так и бог знает где еще, начиная с немого кино ("Девушки в униформе" Леонтины Саган). Но парнишка нужен только для конца, когда все станет ясно, и для простого названия. Это его звали Кеном Парком, это он был из компании таких же средних городских калифорнийских тинэйджеров, о которой и пойдет речь.
Тем не менее, Ларри Кларк неслучайно взял абсолютно среднестатистическую Калифорнию. Ее документальной полнотой он буквально подсовывает "объяснения". Потому что на самом деле если бы часть быдла отличалась особенным богатством, это только замусорило бы кино. Замусорило бы "социализмом" - точно так же, как если бы часть отличалась удачливостью ("О! Он уехал, он уехал"), не хватило бы фильму тогда "социальной психологии". Не хватало еще "культурной автономии" и "языковых игр" - на случай, если бы быдло имело профориентацию, не говоря уж о высшем образовании ("О! Он читает не Библию, а Толкиена, Керуака, Фаулза"). Но Кларк в курсе, что именно быдлом, а не удачно разбогатевшим читателем Фаулза становятся "почему-то", по "причинам", которые вечно валяются под ногами. И тот зритель, который нашел "объяснение", почему он – не Шон, не Клод, не Пичс и не Тэйт, на самом деле рискует.
Но получить ответ зритель может лишь после признания, что сам он такой же, как те дети и родители, бабушки-дедушки, братья и сестры из Калифорнии. Только после признания, что он точно такое же растение, даже если совсем вроде не такое, появляется шанс на существование "просто так". Была в нашем детстве дурацкая повесть Ибрагимбекова "И тогда я сказал "нет". Просто так сказал – детали действительно были дурацкие. Правда, на мой вкус, доказав недостаточность инстинктивного существования и придя к полной беспричинности ограничения вседозволенности, Кларк слишком увлекся воспитательными аспектами. "Кен Парк" в результате – образцовый пример того, как нельзя никогда ни за что вести себя с близкими, воспитывать детей, обращаться со стариками. Но если я уже много лет доказываю себе, что можно, а что нельзя, и не в определенный, а в каждый данный момент, мне все его доказательства – повторение пройденного.