Бессловесное анимационное чудо воспевает дружбу и не боится расставаний.
О чём всё-таки мечтают андроиды? Вполне возможно, что электроовцы и другие ответы Филипа К. Дика и Ридли Скотта в «Бегущем по лезвию» кажутся неудовлетворительными, заставляют желать большего. В случае разочарованности стоит присмотреться к главной прокатной новинке этой недели — «Мечтам Робота» испанца Пабло Берхера. Основанный на одноимённом комиксе Сары Варон мультфильм лишён диалогов и полон эйфорической меланхолии. Проект послужит действенным противоядием от перегоревшего «Пиксара», заставит вспомнить и о «Бегущем», и о фильме «Она» Спайка Джонза, пронесёт по картам собственных воспоминаний, где смех и слёзы существуют в равнозначных пропорциях, никто за них не осудит.
Здесь воссоздан Нью-Йорк 1980-х, но населён город не людьми, а животными, хозяевами собственных жизней. Город кипит, в нём легко ощутить грызущее одиночество. Пёс живёт в апартаментах с надписью «Пёс», разогревает на ужин полуфабрикаты, мечтает о родственных душах. Внезапно герой загорается идеей: поддаться на маркетинговые уловки и заказать одно из новомодных изобретений — Робота-друга. Повозившись с инструкцией и распугав любопытных голубей на карнизе, Пёс возводит себе персонального Стального гиганта.
Пара наслаждается повседневностью — от поедания хот-догов до неприличных, замазанных на экране жестов, — синхронно танцует в парке на роликах под бессмертный хит September группы Earth, Wind & Fire, любуется закатом и Бруклинским мостом, загорает и купается на пляже. Последнее становится фатальным обстоятельством: из-за большого количества воды и солнца робот быстро разряжается, сдвинуть с места его невозможно. Лето заканчивается, пляж закрывается на сезон, до первого июня — и пёс теряет верного спутника так же быстро, как и приобрел.
Впервые картину показали в Каннах вне конкурса, предосудительно посчитав её недостойной основной программы. Стиль Берхера с технической точки зрения может ошибочно показаться упрощённым (2D-анимация), однако нюансов в созданном мире предостаточно — все они собраны для демонстрации редкой сегодня эмпатии. Депрессивный Пёс без друга не справляется, снова ест «заморозку», высматривает Робота на улице в Хэллоуинскую ночь, застревает в кошмарах, отсылающих к «Большому Лебовски» и «Улице Вязов», безуспешно пытается найти друзей на горнолыжных курортах (муравьеды те ещё засранцы). Первое июня, когда же ты придёшь?
Несмотря на разряженный аккумулятор, Робот всё ещё жив и получает дополнительную сверхспособность— испытывать чуждые технике человеческие переживания. Авторы наделяют его автономией, фиксируют внутреннюю лакуну и универсальное одиночество, которое до этого принадлежало исключительно Псу. Застывший герой погружается в экспрессивные сновидения, плавно перетекающие в реальность (есть жестокие, где кролики-гребцы по-дикарски используют его конечности для своих нужд; есть магические, с танцующими подсолнухами и реалиями «Волшебника страны Оз»). Постепенно из объекта Робот трансформируется в субъект, даже в условиях парализованности.
На протяжении 100 минут «Мечты» (которые, конечно же, сны) удерживают внимание и заживляют душу, оставаясь редким невербальным экспериментом, чей энтузиазм держится на эмоциональном воздействии, совсем недетском изучении природы отношений. Берхер убеждён: расставание, каким бы трагическим оно ни казалось в моменте, способно оказывать накопительный, восстанавливающий эффект. Выходит кино обновляющей силы, не ограниченное анимацией, а использующее её в качестве разностороннего медиума. При желании Пса и Робота стоит уподобить Мии и Себастьяну из условного «Ла-Ла Лэнда» — смотреть на их расставание невозможно, но не любить нельзя. Стоит просто идти вперёд.