В качестве члена жюри российской критики на XXVI ММКФ пишущая эти строки не в праве рецензировать конкурс до его окончания. Подписалась. Но есть другие программы, которые у кинокритика никому не отнять. А значит, вот, дождались мы Фильма Открытия "Убить Билла. Фильм 2", и это событие вполне равносильно конкурсу. Долго ждали, местами нетерпеливо. Только сразу после просмотра рождается единственная мысль: вторая серия нужна была, просто чтобы понять, про что была первая. Потому дальнейшая рекомендация -- всем смотреть всё одновременно, с "Фильмом 2" лишь в виде довеска, приложения, расшифровки, но ни в коем случае не как самостоятельного кино.
Может быть, в таком качестве впечатление будет иным. В самостоятельном виде оно грустновато, хотя сразу скажем: про что – стало ясно. Прежняя догадка с чистой условностью обильных кровопусканий оказалась, слава тебе, господи, небеспочвенной. Кровопускания – лишь аллегория Тарантино, излагающего в "Убить Билла" свою версию, почему до сих пор нет в нашей крови чувства счастья, как птицы для полета.
К сожалению, все кончается, когда следующим этапом становится проверка друг друга на вшивость. Только где же еще вести поиск, как не в самом совершенном из найденного? А если его не вести, где тогда совершенное счастье? Противоречие разрешимо лишь одним образом – победой одного над другим с учетом присутствия их собственного третьего, четырехлетней дочки. Тогда, кто бы ни победил, с этим третьим начнется та же самая история (поэтому хэппи-энд "Убить Билла" вполне безнадежен), поиск продолжится на новом уровне близости. Такое чисто гегельянское отношение к сюжету дает разглядеть потолок Тарантино. Его бог – нестабильность. Это его "абсолютная идея", задним числом объясняющая многие прежние игры с кинематографическим временем, монтажом и цитатами, а также игры нынешние – с "главами" и "томами".
Первый же кадр – повтор уже известного, дальше на красивом черно-белом фронтальном плане Ума Турман за рулем опять рассказывает "содержание предыдущих серий", дальше снова повтор – репетиция свадьбы, и лишь потом, наконец-то – начало "нового" витка, разговор двоих. Но вдруг страшно обнаруживается, что при всей изысканной композиции и классическом (на уровне немого кино) монтаже разговаривать им и не о чем. Все возможные их слова в "Фильме 1" прекрасно читались в изображении, разгадывались в нем. В минимальности нужной сильным людям работы языком и ожидался смысл. Так что здесь всю сцену с уст Билла и Невесты начинает переть дикая банальщина, и прет она дико медленно, и этот дикий пафос всю изысканность обесценивает. Смотреть через минуту не на что.
Нет, кое-что еще радует – хитрый по смыслу ход Элль с чемоданчиком денег, изящная объясниловка ее одноглазости и что потом (драка классная), вполне трогательная сцена с тестом на беременность и самый трогательный момент, когда Невеста входит и обнаруживает… Он действительно прекрасно сыгран, на него покупаются многие мужики. Не бабы (и не Невеста). Бабы знают, что если уж полез в "отношения" – что само по себе весьма и весьма похвально для предыдущего "кровопускательного балета" с мультиками и экзотикой – так и в них соблюдай балетный класс. Точность не очевидных мужско-женских, родительско-детских реакций – это тебе не пригородная дискотека, – а насыщенных своей собственной, "относительной" убийственностью. То есть, чтобы все было ясно, например, с Женихом, несчастным владельцем магазина грампластинок, его сам Тарантино (имеющий в биографии магазин видеокассет) и должен был играть. Тогда Невеста действительно имеет полное право убить Билла. А так? После трогательной семейной сцены "поверх барьеров"? Зачем? Хотя к "радостному", наконец, нельзя не добавить, что присутствует в фильме один безусловно гениальный момент, гениальный – история с гробом. Не надейтесь, не расскажу, но всякий раз после гроба с музыкой – бурные аплодисменты в зале, хочется пересмотреть.
Но кинематографичность была бы в XXI веке реанимирована всерьез, надолго, а фильм "Убить Билла" (в двух равных по ценности томах) стал бы абсолютным шедевром.