Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Кинословарь

Как работают «постельные» дублеры голливудских звезд

Кто же эти работники невидимого фронта, лица которых всегда остаются за кадром, и насколько это прибыльно – работать в качестве body double?

Добавить в закладки
Кинословарь: Голая неправда

Всем известно, что сложные трюки в экшен-фильмах выполняют не кинозвезды, а специальные тренированные люди, готовые рисковать своим здоровьем за меньшую плату, – каскадеры. Практически любая ситуация, которая может обернуться пустячной царапиной или подвернутой ногой, сегодня не обходится без подставных лиц – ведь в случае травм выплаты по актерской страховке будут гораздо ниже. Но одними трюками подобные подмены не ограничиваются, и на самом деле мы видим дублеров гораздо чаще, чем думаем. Как насчет сыграть на пианино? Дублер с соответствующими навыками с радостью одолжит вам свои руки. Нужно обнажиться в кадре? Немедленно зовут дублера. Требуется изобразить секс? Дублер тут как тут. Даже у порноактеров есть свои дублеры! Кто же эти работники невидимого фронта, лица которых всегда остаются за кадром, и насколько это прибыльно – работать в качестве body double?

Английское выражение body double переводится как «дублер тела» (не путать с актерами дубляжа, которые дарят иностранным звездам свои голоса). Этот термин используется во всех случаях, когда за кинозвезду в кадре действует кто-то другой. Хотя если требуется уточнить специфику работы, то существуют и более конкретные характеристики – stuntman или stunt double (каскадер), butt double (дублирующий зад), stunt cock (в порно – актер, готовый незаметно подменить уставшего товарища на «кульминационных» кадрах, то есть «запасной член»). Многие считают, что дублер должен быть чуть ли не двойником звезды – но на самом деле ему достаточно лишь обладать подходящим ростом, комплекцией, цветом кожи и иметь с актером общее физиогномическое сходство. Когда на дублера надевают парик и показывают его со спины или снимают с большого расстояния, то отличить его от исполнителя главной роли практически невозможно.

Дублеры экономят время и деньги. Пока постановщик работает со звездой над сценами, где ее требуется показывать крупным планом, режиссер второй группы может параллельно снимать «сменщика» в других сценах, не требующих показа лица. Все это в сумме позволяет уложиться в меньшее количество рабочих дней. 

Особым видом работы является наем дублера в качестве т.н. stand-in (что-то вроде нашего понятия «мебель»), то есть человека, выполняющего, по сути, роль манекена. Здесь нужно кое-что пояснить. Вопреки мнению общественности, далеко не все люди, подменяющие звезд, в итоге попадают в фильм. Часто дублеры нужны лишь на этапе подготовки к съемке тех или иных сцен – они заполняют собой место, которое позже займет звезда, ведь чтобы правильно выставить свет, отрепетировать наведение фокуса и понять, как будет выглядеть сцена, нужно присутствие в кадре действующих лиц. Режиссеры-перфекционисты вроде Стэнли Кубрика, не привыкшие считаться с расходами, всегда настаивали, чтобы подобные репетиции проходили с непосредственным участием звезд, и даже Джек Николсон не мог ослушаться. Но в наши дни, когда экономия вышла на передний план, в подобной ситуации почти всегда работает дублер, съемочное время которого стоит гораздо меньше (и лишь непосредственно перед командой «мотор!» в кадр входит звезда).

Такие дублеры обычно не попадают в кадр, они нужны лишь пока ведутся приготовления к съемке. Хотя в отдельных случаях stand-in может быть задействован более тонко – если нужно, он может изобразить перед камерой какого-нибудь персонажа, взаимодействующего с главными героями (например, призрака или монстра, которого позже нарисуют и вставят в кадр вместо него). Конечно, даже в этом случае зритель дублера не увидит. Но иногда «мебель» в качестве шутки удостаивается реального появления на экране – например, за Наоми Уоттс в финальной сцене «Кинг Конга» работала ее stand-in-модель Джулия Уолшоу. «Стэнд-ины» могут пригодиться и в тех случаях, когда нужно сыграть толпу чьих-то клонов – на постпродакшене им всем пересадят с помощью компьютера лицо кинозвезды (вспомним агентов Смитов в трилогии «Матрица» или близнецов Уинклвоссов в «Социальной сети»). Хороших стэнд-инов принято ценить – поэтому нередки случаи дружбы между ними и актерами. Например, Робин Уильямс много лет сотрудничал с одним и тем же стэнд-ином Адамом Брайантом и отказывался сниматься без него.

Помимо вышеперечисленного дублеров также стараются задействовать в массовых уличных сценах – когда публика не отвлекается лишний раз на знакомое лицо, съемки проходят проще и быстрее. Отдельные сцены, в которых знаменитость вроде бы присутствует в кадре где-то на периферии, но ничего не говорит, тоже стараются снимать с «подставными лицами», посадив их спиной к камере. Даже если нужно сделать что-то вовсе ерундовое – например, подняться по стремянке, – часто зовут дублера, а то ведь звезда, не дай бог, может и поскользнуться.

Но и этим дело не ограничивается. Когда знаменитой актрисе требуется изобразить бывалую домохозяйку и, например, быстро и красиво нарезать лук в какой-нибудь сцене, то проще позвать модель с красивыми руками и соответствующими навыками, чем научить этому звезду (персона, предоставляющая свои руки для крупных планов, называется соответственно – hand double). Впрочем, когда модель дорастает до супермодели и начинает чрезвычайно ценить свое время, то она заводит собственных дублеров, делающих за нее «грязную работу». В 1995 году, например, наделала шума телереклама Blockbuster Visa с участием Синди Кроуфорд, в которой от самой Кроуфорд были только крупные планы с произнесением рекламных реплик, а кадры с шагающими ногами и прочими отдельными частями тела уже после отъезда звезды делались при участии менее известной модели.

С одной стороны, это выглядит странно, с другой – имя решает все, и если тебе платят за имя, но у тебя при этом есть на примете кто-то малоизвестный с еще более шикарными ногами, почему бы не сэкономить и не поднять свой рейтинг, выдав эти ноги за свои? У Кроуфорд, по ее словам, в тот раз было очень мало времени, ее ждали на других съемках. Компания же, делавшая ролик, была только рада возможности уменьшить количество съемочных дней с участием знаменитости, сэкономив на этом десятки тысяч долларов. Вообще же, по словам модели Изабеллы Джейд, не только подменявшей в кино Кристину Риччи и Рэйчел Билсон, но и многократно одалживавшей свои конечности для съемок Victoria’s Secret, аудитория сильно удивилась бы, узнав, как часто супермодели пользуются «двойниками» с подходящим цветом кожи для крупноплановых съемок отдельных частей тела. Например, немецкая модель и актриса Александра Кэмп, заработавшая негласный титул «лучших ног в модельном бизнесе», трудится в США буквально «не покладая ног» просто потому, что многие ее более звездные коллеги готовы платить за аренду этих самых ног. Руки большинства знаменитых моделей тоже неидеальны, так что тем, кому повезло иметь красивые ладони, всегда есть на чем «подхалтурить».

Сцены с полным обнажением – более тонкий вопрос. В контрактах кинозвезд присутствует специальный пункт (т.н. nudity clause), оговаривающий их вовлеченность с этот процесс, регламентирующий степень обнажения либо, напротив, дающий право на отказ от работы без одежды. Подробно оговариваются все детали – даже такая мелочь, как демонстрация пупка, имеет значение, не говоря о сосках или лобковых волосах, ведь от степени откровенности зависит и возрастной рейтинг будущей ленты. Студии преследуют разные цели: если одни хотят обнажения, то другие, напротив, обнажаться актерам запрещают (либо ставят перед ними условие: сниматься в трико телесного цвета или с использованием дублера). Сговорчивость и смелость звезды может значительно повысить ее гонорар (например, Холли Берри, показавшая грудь в фильме «Пароль “Рыба-меч”», одним махом заработала дополнительные полмиллиона), однако актеров, которые бы не придирались к собственному телу, не так уж много – поэтому body doubles всегда готовы подменить их в кадре в нужный момент. Поставкой таких людей на съемочные площадки занимаются специальные агентства, у которых можно заказать каталог с фотографиями и описаниями имеющихся моделей. В описание входит рост, вес, оттенок кожи, особые навыки и специфика работы (кто-то отлично работает всем телом, а кто-то может похвастать лишь отдельными частями – ушами, руками, ногами, ягодицами и т.д., зато уж эти части выглядят в кадре идеально). В одних случаях отбор так и ведется – по каталогу, в других – нескольких моделей приглашают на студию и рассматривают вблизи, прежде чем на ком-то остановиться. Режиссер может не советоваться с актером, принимая решение о «замене на поле» (например, Оуэн Уилсон был готов показать собственный зад в «Он, я и его друзья» и до сих пор не понимает, почему постановщик решил привлечь дублера), в других случаях актрисам самим дают возможность сделать выбор.

Средняя дневная зарплата дублера, обеспеченная членством в Гильдии киноактеров Америки, колеблется в районе 500 долларов. Готовность показывать «интимные части» поднимает гонорар до 800 долларов, «полная обнаженка» может увеличить заработок вдвое. В среднем можно рассчитывать на общегодовой доход в районе $35 000 – достаточно скромная награда за усердие, если сравнивать с другими кинопрофессиями. К слову, за пределами США цены могут очень различаться: например, шотландский актер Дэвид Патерсон, отработавший двойную смену в качестве дублера Брэда Питта на съемках «Войны миров Z» в Глазго, получил за все труды лишь 105 долларов – как говорится, почувствуйте разницу.

Равно как и каскадеры, модели, одалживающие свои тела звездам для откровенных сцен, почти всегда остаются в тени – к ним не подходят за автографами и даже их имена попадают в титры крайне нечасто (порой узнать о том, что на съемочной площадке действовали «помощники», публика может только из интервью решившего пооткровенничать актера). В то же время мало кто из них востребован на постоянной основе, если только речь не идет о цеховых знаменитостях типа Аниты Харт – каскадерши и обладательницы «элитного зада», который в ее лучшие годы был постоянно загружен работой на разных кинопроектах и стоил эксклюзивных денег. Более-менее стабильную занятость дают телесериалы. Тем дублерам, которые могут похвастать сильным внешним сходством с какой-то звездой и к тому же находятся с ней в дружеских отношениях, конечно, везет больше других: они могут рассчитывать, что именно их в следующий раз позовут на помощь, когда суперстар даст согласие на участие в фильмах, требующих демонстрации тела. Некоторым удается и самим стать актерами (как Зои Белл), хотя такие случаи, конечно, нечасты.

Одна из самых удачливых моделей в этом плане – Алиса Хенсли, работающая сразу за Николь Кидман, Шарлиз Терон и Кэмерон Диаз. Широко известна Шелли Мишель, подменяющая Памелу Андерсон, Сандру Буллок и Джулию Робертс (даже на знаменитом постере «Красотки» – именно ее тело, а не Джулии, от которой там только голова). Модель и танцовщица Лора Грэйди постоянно подменяет Марису Томей, Робин Райт, Патрицию Аркетт и некоторых других актрис (например, Эми Смарт в сцене публичного секса в «Адреналине»). За Анджелину Джоли и Кейт Бэкинсейл работает Кейт Кларк, отметившаяся, в частности, в таких лентах, как «Мистер и миссис Смит» и «Вакансия на жертву». Джину Дэвис в «Тельме и Луизе» дублировала Джули Стрейн, а Хелену Бонэм Картер в «Планете обезьян» – Дарлен Ава Уильямс. Зои Белл махала самурайским мечом за Уму Турман в «Убить Билла», она же работала за Зену, принцессу-воина из одноименного сериала. Лейлани Мюнтер всегда готова подстраховать Кэтрин Зету-Джонс, а Барбара Александр – Холли Берри. А Кэтрин Белл дублировала в фильме «Смерть ей к лицу» сразу двух актрис – Мерил Стрип и Изабеллу Росселини.

В использовании «даблов» для пикантных сцен замечены Мила Кунис, Кэтрин Зета-Джонс, Ким Бэйсингер, Барбра Стрейзанд, Гвинет Пэлтроу, Люк Уилсон, Вера Фармига, Кира Найтли, Линдси Лохан и десятки других знаменитостей. Брук Шилдс, которой на момент съемок в «Голубой лагуне» было всего 14, не могла обойтись без совершеннолетней дублерши. Уиллем Дефо в «Антихристе» одолжил пенис у порноактера, пояснив это не стеснительностью, а нежеланием «отвлекаться лишний раз на подобные моменты»; Шарлотта Гинсбур в скандальной «Нимфоманке» работала без дублерши до того момента, пока не почувствовала, что дошла до некой грани – и только после этого попросила режиссера Ларса фон Триера задействовать дублершу (оба этих случая, если верить актерам, не оговаривались контрактом и регламентировались лишь их доверительными отношениями с постановщиком). Телом Бэтмена в «Воскрешении темного рыцаря» работал актер Аарон Фарб. Натали Портман отказалась самолично нырять в реку в «Вашем высочестве», потому что побоялась простудиться, так же поступил и Кевин Костнер в «Робин Гуде – принце воров». Айла Фишер решила не светить собственную грудь в «Незваных гостях», потому что боялась, что это разрушит ее имидж комедийной актрисы. Анджелина Джоли на самом деле не показывала зад в «Особо опасном». На сериале же «Игра престолов», по признанию инсайдеров, работает целая толпа дублеров с красивыми телами – и это уже привело к тому, что body doubles Игнасио Бланк и Рози Мак (работающие в постели за Даарио Нахариса и Эмилию Кларк) начали встречаться в реальной жизни.

Нередко боди-даблами становятся ближайшие родственники знаменитых актеров. Например, зеркальное отражение Линды Хэмилтон в «Терминаторе 2» сыграла ее сестра-близнец Лесли. За беременную Пенелопу Крус на съемках квадриквела «Пиратов Карибского моря» во многих сценах также отдувалась родная сестра Моника. А братья погибшего Пола Уокера помогли доснять «Форсаж 7», доиграв за кинозвезду некоторые сцены.

Существуют и другие уловки – например, в отдельных случаях актеры работают на съемках в специальном белье, которое позже стирается на компьютере (так поступали, например, Джессика Альба и Оливия Уайлд).

От участия в постельных сценах кинозвезд удерживает не только стеснительность, но еще и тот факт, что это очень трудозатратный процесс. Например, Лора Грэйди, работавшая в паре с другим дублером вместо Хелены Бонэм Картер и Брэда Питта, признавалась, что для знаменитой секс-сцены в «Бойцовском клубе» понадобилось двухнедельное кувыркание в постели, поскольку режиссер Дэвид Финчер требовал тщательно выверенной «хореографии», практически танца, «и это был настоящий хардкор». Неудивительно, что благоразумные люди вроде Люка Уилсона предпочитают не лезть в это дело, а «посидеть на скамейке запасных». В свою очередь, для стэнд-инов и прочих боди-даблов даже столь тяжелая работа приятна: по словам датской порноактрисы Эльвиры Фриис, с участием которой снимались все самые скандальные сцены для «Нимфоманки», она никогда столько не трудилась на своей обычной работе, однако результат того стоил – у нее даже улучшились отношения с мамой («Мама никогда не говорит с друзьями о моей работе, но она не замедлила похвастать перед ними, что я снимаюсь у фон Триера»).

Разумеется, сложно наслаждаться эротическими сценами, зная, что перед тобой не конкретный человек, а манипулятивная мозаика, собранная из нескольких людей. Сложно продолжать вожделеть актеров и актрис, которые продают аудитории вовсе не свои прелести. Но таковы правила голливудской игры – тем более что зритель и «сам обманываться рад». Известный афоризм гласит, что людям лучше не знать, из чего делается колбаса и политика. К этому перечню, очевидно, можно добавить и кинематограф. Но тем, кто возмущается то и дело всплывающей в прессе информацией о подлогах, нелишне помнить, что любое кино – это иллюзия от начала до конца. Голливуд всегда будет обманывать зрителя, что же с этим делать? Остается расслабиться и получать удовольствие.

Текст: Артем Заяц
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?