Новый российский сериал «Гоголь» порвал шаблоны еще до премьеры. Это первое в истории телешоу, которое будет показано в кино до выхода на ТВ
Когда кинематограф и художественное телевидение сложились и обособились на Западе, они различались как кошка и собака. Телевидение рассказывало продолжительные, многосерийные истории, и оно было сковано по рукам и ногам технологическими ограничениями, самоцензурными нормами и скудными бюджетами. Наоборот, кинематограф многое себе позволял, и он делал ставку на короткие и яркие повествования, которые лишь изредка удостаивались продолжений.
Тогда могло показаться, что два художественных вектора продолжат расходиться. Но вместо этого кино и ТВ стали сближаться. В то время как американский кинематограф переходил от раскрепощенных фильмов для взрослых к скованным самоцензурой семейным многосерийным блокбастерам, кабельное телевидение предлагало зрителям качественную картинку, жесткие повествования и зрелища с участием кинозвезд. Компьютерные спецэффекты позволили создавать на любом экране впечатляющие массовки и баталии, а международные продажи и приток инвестиций сделали самые дорогие телешоу сравнимыми по размаху со среднебюджетным кино. Апофеозом нового телевидения стала «Игра престолов», которую по праву можно назвать преемницей таких блокбастеров, как «Властелин Колец».
От всех этих перемен и новаций сильнее всего пострадали многозальные кинотеатры. Их концепция подразумевает, что зрители ходят в кино как на работу (минимум один сеанс каждые выходные) и что спросом пользуются самые разные ленты, от детских мультфильмов до взрослых артхаусных картин. На практике же внушительные сборы делают лишь немногие фильмы – как правило, те, которые лучше всего раскручены и поданы как «события». Зачем идти в кино на второсортные ленты, если ТВ транслирует отличные шоу, которые можно смотреть с большим комфортом? В результате истые киноманы, которые продолжают регулярно ходить в кино, чувствуют себя как короли, потому что сидят в одиночестве в больших залах.
Конечно, это результат не только эволюции телевидения, но и распространения высокоскоростного Интернета и нелегального скачивания. Вносят свою лепту и компьютерные игры, отъедающие свой кусок внимания публики, а также всевозможные групповые развлечения (скажем, квесты), которыми можно заниматься на свиданиях – вместо того чтобы сидеть в темном зале и смотреть на экран, а не друг на друга. Кинотеатры поддавливают со всех сторон, и им приходится приспосабливаться к новым реалиям.
К счастью, им есть что предложить публике. Какими бы ни были домашние кинотеатры, только эксклюзивные инсталляции, доступные лишь миллионерам, могут похвастаться техническим качеством и размахом настоящих кинозалов. Это притягивает зрителей грандиозных блокбастеров, которые выигрывают от большого экрана и мощного звука, и это притягивает, например, поклонников театра и оперы, которые не имеют возможности посещать ведущие театры мира. Поэтому в последнее время входят в моду показы в кино прославленных постановок со знаменитыми артистами. Конечно, много на таких сеансах не заработать, но все лучше, чем позволять залам простаивать или крутить фильмы для одного-двух зрителей.
Пожалуй, самое парадоксальное новое применение кинозалов – это показ отдельных серий телесериалов. Кто заплатит за билет и проезд, если эпизод можно увидеть дома? Но оказывается, что это востребованное зрелище, причем по нескольким причинам. Во-первых, в наше время телесериалы часто смотрят не на солидных больших телевизорах, а на экранах ноутбуков и экранчиках смартфонов. В сравнении с такой картинкой изображение на большом экране – это космический скачок, дающий совершенно другие ощущения. Понятно, если шоу снято с блокбастерным размахом. «Друзья» или «Теория Большого взрыва» от показа в кино мало что выиграют, а вот «Игра престолов», «Доктор Кто», «Шерлок» и аналогичные сериалы получают очень многое.
Во-вторых, домашний просмотр – это просмотр одинокий. В лучшем случае с несколькими близкими друзьями и членами семьи. Когда же вы приходите в кино на показ нового эпизода популярного сериала, вы оказываетесь в большой компании таких же фанатов, и вы ощущаете душевное родство с незнакомыми людьми, когда вместе смеетесь, переживаете и предвкушаете. Этот тот же психологический механизм, который делает востребованными концерты, хотя сейчас любую музыку можно слушать где угодно и как угодно. Говорят, на первых концертах «Битлз» в США был такой плохой звук, что музыкантов было толком не слышно, но фанаты все равно получили огромное удовольствие – не от группы, а друг от друга.
В-третьих, киношоу обычно предлагает что-то эксклюзивное в сравнении с телепоказом. А настоящий фанат ради эксклюзива может горы свернуть. Даже если это нечто незначительное вроде небольшого фильма о съемках или премьеры трейлера будущих серий. Другое дело, что хардкорных фанатов редко бывает много. Но опять же все лучше, чем позволять залам простаивать.
Тем временем в России главная проблема состоит в том, как конкурировать со всем этим валом качественных фильмов и сериалов. Да, наши шоу имеют врожденное преимущество – ориентацию на наши темы, наших персонажей, наши сюжеты. Но когда разница в качестве столь разительна, что очевидна даже для самых невзыскательных зрителей, соревноваться очень трудно. Тем более когда шоу вроде «Игры престолов» создаются для всего мира, а не только для американцев.
Поэтому возникают амбициозные проекты наподобие «Гоголя» – вольной фантазии по мотивам «хорроров» классика, в которой Гоголь участвует как ключевой персонаж. По сценарию начинающий творец вместе с опытным сыщиком отправляется в Полтавскую губернию, чтобы расследовать жуткие события, и приключения Гоголя дают ему материал для будущих шедевров. Восьмисерийное шоу поставил режиссер «Фарцы» и «Соловья-Разбойника» Егор Баранов, а главные роли исполнили Александр Петров и Олег Меньшиков. Каждый эпизод «Гоголя» обошелся в полмиллиона долларов, так что в целом у сериала бюджет полноценного российского кинофильма.
Конкуренция конкуренцией, но как окупить «Гоголя»? Канал ТВ-3, для которого снят сериал, решил воспользоваться новыми веяниями и заработать на шоу дважды. Сперва «Гоголь» в течение 2017 года будет показан в кино как четыре полнометражных фильма, а затем в 2018 году начнется телепоказ сериала.
Мы уже не раз видели, как российские прокатчики сначала выпускают киноверсию, а затем телеверсию проекта, но с «Гоголем» все иначе. В кино пойдет не сокращенный вариант, который обычно смотрится как обрубок, а весь сериал целиком, со всеми перипетиями, спецэффектами и атмосферой ужаса, которую в зале обычно прочувствовать проще, чем дома. Мы сейчас ничего не говорим о качестве «Гоголя» – это тема отдельного отзыва. Мы лишь отмечаем, что фильм ужасов лучше смотреть в кино, чем по ТВ. И прокатчики «Гоголя» предоставляют такую возможность, причем без компромиссов и в короткий по киномеркам срок, по две серии раз в полтора месяца.
Особенно приятно, что независимо от исхода эксперимента мы все равно в будущем году увидим сериал целиком. Это не тот случай, когда переживаешь: «Если первый фильм провалится, то следующие не снимут, и я не узнаю, чем эпопея завершится». «Гоголь» уже полностью готов, и он будет полностью показан.
Что уникального предложит «Гоголь» в кино? Полную, «взрослую» версию, которая получила прокатный рейтинг 18+. В сериале есть кровь и нагота, и в кинотеатрах ими можно будет насладиться. Также есть урезанная прокатная версия с рейтингом 16+, которая ориентирована на школьников и семейную аудиторию. Напоминаем, что рейтинг 16+ – это рекомендация для родителей, и он не означает, что в зал могут пускать лишь тех, кто достиг 16 лет. Тогда как 18+ запрещает картину для детей. Видимо, именно «семейная» версия будет в основном показываться по ТВ.
Интересное ли это предложение? Откровенно говоря, не очень. Российские сериалы даже бесплатно смотреть не всегда хочется, а тут за восемь серий просят цену четырех билетов в кино – то есть четырех походов на блокбастеры. Да, весенне-летний блокбастерный сезон закончен, но до конца года нас ждет еще много громких премьер, от «Матильды» до «Звездных войн», и нужно быть настоящим фанатом Петрова, Меньшикова, Баранова и Гоголя, чтобы выкроить время для стольких встреч с ними. Зато это возможность познакомиться с такими же фанатами!
Кроме того, проект явно амбициозный и интригующий, а смотреть его в кино целиком не обязательно. Можно сходить на первую серию, оценить ее во всей красе и дальше действовать по ощущениям – продолжать ходить в кино, ждать телепремьеру или забыть «Гоголя» как страшный сон. В любом случае интересно, чем закончится этот эксперимент и будут ли создаваться новые шоу, заточенные под двойной показ. Вдруг это спасение для нашего кинобизнеса? Скоро узнаем…