Сентиментальный, но необязательный реюньон старой гвардии «Астрала».
В 2023 году знаменитой хоррор-франшизе «Астрал» исполняется 13 лет. А так как число 13 по всем меркам не самое счастливое, ничего хорошего от очередного, уже пятого фильма по вселенной Джеймса Вана ждать не приходится. На фоне постепенно падающего рейтинга последних частей подобное настроение кажется более чем логичным. Однако появление главного фаворита Вана Патрика Уилсона в кресле режиссера вселяло надежды на лучшее будущее. В конце концов если Уилсон не сможет достойно продолжить наследие франшизы, то уже ни у кого не получится. Возвращение самого Вана к «Астралу» маловероятно: многомиллионные супергеройские блокбастеры для Warner Bros. отнимают слишком много личного времени и творческого пространства. Кроме того, недавний хоррор Вана «Злое» показал, что ему, очевидно, наскучили линейные истории о призраках.
Действие «Красной двери» разворачивается спустя девять лет после событий второго «Астрала». Сюжет вновь возвращает зрителей к семейству Ламбертов. Далтон (Тай Симпкинс) отправляется учиться в художественный колледж, где внезапно вновь начинает практиковать астральные проекции. Тем временем его отец Джош (Патрик Уилсон) переживает не самый простой период: к смерти матери (Хиам Аббас) и тяжелому разводу с Рене (Роуз Бирн) добавляются загадочные провалы в памяти. Джош думает, что просто стареет, тем временем за его спиной все чаще начинают появляться жуткие призраки. В конце концов отец и сын возвращаются к тому, от чего так упорно бежали все эти годы: адский демон с красным лицом вновь настигает их.
На бумаге возвращение к истории Ламбертов казалось хорошей идеей, способной если не спасти франшизу, то хотя бы вывести на прежний уровень: приквелы/спин-оффы о ясновидящей Элис (Лин Шэй) показали, что ничто не триггерит зрителя так, как старая добрая семейная драма. Элис, у которой при всех достоинствах из близких был только молчаливый спаниель, едва ли тянула на звание вдохновляющей протагонистки. Другое дело — Джош Ламберт. При всей мистической составляющей происходящего — старые дамы в черных вуалях еще никогда не были настолько страшными — львиную долю хронометража первого «Астрала» занимал вялотекущий кризис отношений Джоша и его жены Рене, который во второй части достиг своего апогея. Очевидно, что проживание сюжетов Стивена Кинга мало для кого проходит бесследно: брак главных героев окончательно трещит по швам, а старший сын Далтон ожидаемо отдаляется от эмоционально недоступного отца. В «Красной двери» новый сценарист Орен Пели, пришедший на смену Ли Уоннеллу (который также уже слишком занят и знаменит для «Астралов»), продолжает тему межпоколенческой травмы, ответственности и отцовства, заданную еще на истоке франшизы, однако в какой-то момент слишком увлекается, превращая некогда хоррор в трогательную, но абсолютно неуместную здесь мелодраму.
Уилсон — то ли из желания сохранить концепцию, то ли из принципиальной любви к режиссеру — активно вторит кинематографическому стилю Вана, а в некоторых моментах буквально вставляет кадры из первых «Астралов», добавляя от себя лишь эскапады с блевотиной и пару библейских отсылок. Для франшизы, которая и так в последние годы находилась в коматозном состоянии, подобное отсутствие творческого разума звучит как окончательный смертный приговор. «Красная дверь» едва ли похожа на самостоятельный хоррор, в гораздо большей степени фильм напоминает необязательную историю для «своих». В пятом «Астрале» есть целый набор занимательного фансервиса: уморительное двухминутное камео Спекса и Такера (Ли Уоннелл и Энгус Сэмпсон), Уилсону удалось вернуть и весь изначальный актерский состав, включая семейство Ламбертов, Лин Шей в роли Элис и Стива Коултера в роли Карла. Если воспринимать «Красную дверь» как своего рода окончательную точку в истории Джоша и Далтона, смотреть на постепенно разлагающийся труп «Астрала» становится не так больно. Остается лишь надеяться, что у продюсеров не предусмотрено еще одной части — Карл и его волшебные кости способны привлечь немало жутких призраков.