У каждого из нас свои любимые актеры и актрисы, но некоторые имена совпадут у девяти из десяти опрошенных человек, и Маргарита Терехова наверняка будет в списке тех, с кем в первую очередь ассоциируется память о советских фильмах
Биче Саниэль/Фрэзи Грант
Первые шаги Маргариты Тереховой в большом кино были сколь осторожны, столь и успешны. После дебюта актрисы в мелодраме «Здравствуй, это я!», ставшей, между прочим, участницей программы Канн, Терехова закрепилась в зрительских сердцах в образе романтичной девушки из драматической киноповести «Бегущая по волнам» Павла Любимова. Как Анастасия Вертинская навсегда стала прекрасной Ассоль, так очаровательная Маргарита, примерив на себя образ сразу двух героинь повести Александра Грина, повергла публику в пучину романтики. Кстати, и для самой Тереховой съемки «Бегущей» получили любовное продолжение, на площадке актриса повстречалась со своим будущим мужем Саввой Хашимовым.
Наташа Шипилова
Прогремевшая в 1970 году по всей стране мелодрама Андрея Смирнова «Белорусский вокзал» для любого из принимавших участие в его съемках актеров стала настоящей вехой, отсечкой, которую едва ли не каждый мог в своей судьбе назвать границей «до и после». Маргарита Терехова, в отличие от мэтров советского кино, занятых в «Вокзале», была в то время еще не самой известной актрисой, но на фоне Евгения Леонова, Анатолия Папанова, Всеволода Сафонова и Нины Ургант как минимум не затерялась. В наш век легкомысленного или, наоборот, необычайно тяжеловесного военного кино «Белорусский вокзал» смотрится по-прежнему свежо и трогательно, а участие в нем Тереховой – лишь очередной стотысячный повод пересмотреть великую картину.
Тася Сретенская
Драму Ильи Авербаха «Монолог» принято считать бенефисом Михаила Глузского. Не станем перечить общепринятому мнению, это действительно великое кино, всесторонне раскрывающее талантливого артиста, но напомним лишь, что «короля делает свита», и вряд ли Глузский смог бы столь глубоко показать драму своего героя, не окружай его на площадке великолепные Маргарита Терехова и Марина Неелова. Среди всего прочего не можем не отметить то, что в «Монологе» Тереховой, пожалуй, впервые пришлось сыграть порочную, испорченную вещизмом и мещанством женщину, далекую от высоких материй и чистых чувств. Впоследствии играть отрицательных героинь Маргарите приходилось не раз, но ее Тася вполне может встать в первом ряду этих антагонисток.
Наталья/Мария
У Андрея Тарковского было несколько мужчин-актеров, которых принято называть «талисманом» или «музой», переходящей из картины в картину. Это и Анатолий Солоницын, и Николай Гринько. Но общепринято считать, что женщин-талисманов у великого режиссера не было. Осмелимся поспорить с этой аксиомой – Маргарита Терехова сыграла у Тарковского две роли в «Зеркале» и две роли в спектакле «Гамлет». Больше того, с Тереховой были связаны грандиозные планы автора, которым, к сожалению, сбыться не было суждено. Тарковский действительно называл Маргариту «идеальной актрисой для его кино», и Терехова отвечала необыкновенной взаимностью – «Зеркало», посвящение матери, стало ярчайшим событием не только в жизни актрисы, но и в истории всего современного кино.
Вера
Мы сделали небольшой крен в сторону драматических работ Маргариты Тереховой лишь только для того, чтобы продемонстрировать, сколь ярким было преображение актрисы после того, как она стала звездой кино авторского, медитативного и созерцательного. И демонстрацию крутости этого поворота мы хотели бы начать с роли Маргариты в детективном фильме Григория Кроманова «Бриллианты для диктатуры пролетариата». Далеко не все молодые зрители знают, что эта картина является частью большой кинематографической истории Максима Исаева, более известного под псевдонимом Штирлиц. Между тем сценарий «Бриллиантов» написан самим Юлианом Семеновым, снята лента с приличным для своего времени размахом, а мимо Маргариты Тереховой в новом для себя образе пройти просто невозможно.
Молоко
Очередной период разрядки напряженности отношений между СССР и США в середине 1970-х поспособствовал появлению нескольких совместных проектов в области искусства, среди которых выделяется совместный фильм студий Ленфильм и Fox «Синяя птица». В определенной степени картина стала соревнованием между звездами советскими и голливудскими, и Маргарита Терехова ничуть не уступила Элизабет Тейлор, Джейн Фонде и Аве Гарднер, занятым в куда более ярких ролях, советский зритель настоящую красоту сразу разглядел, пусть она и скрыта в странном костюме «оживленного» магическим алмазом молока. В Америке совместная картина не стала кассовым хитом, а вот в СССР «Синюю птицу» любили показывать на ТВ. Правда, до очередного «похолодания» между странами.
Диана
«Венец творенья, дивная Диана» – иначе и не скажешь о том образе, который примерила на себя Маргарита Терехова в музыкальной комедии Яна Фрида «Собака на сене». Ревнующая своевольная графиня де Бельфлер стремится разрушить любовь своих слуг, но оказывается в плену сетей, расставленных мошенником и плутом Тристаном. Картина, ставшая частой гостьей на экранах ТВ, моментально разошлась на цитаты, песни из нее плавно перетекли в состав киноконцертов, а зрители принялись в красках плодить слухи о романтических отношениях между Маргаритой Тереховой и Михаилом Боярским. Последнее серьезных оснований лишено, но слух жил достаточно долго, ведь пара актеров в то время считалась красивейшей в советском кино.
Миледи Винтер
Без упоминания музыкально-приключенческой комедии Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Д’Артаньян и три мушкетера» никакая фильмография Тереховой не может считаться полной, ведь любой опрос на улице моментально покажет, что зрители нескольких поколений ассоциируют актрису именно с образом Миледи из знаменитой трехсерийной картины. А ведь между тем фильм вполне мог лишиться своей главной суперзлодейки в том виде, к которому все мы привыкли, поскольку на роль леди Винтер была утверждена Елена Соловей, и лишь беременность, совпавшая с графиком съемок, стала препятствием для работы актрисы. Юнгвальд-Хилькевич в спешке обратился к Маргарите, с которой был знаком еще со времен детского соседства в Ташкенте, и не прогадал. «Я стреляла в вашу лошадь» – ну кто еще смог бы так троллить Д’Артаньяна-Боярского…
Марта
Еще одна музыкальная комедия Яна Фрида, вновь сведшая вместе Маргариту Терехова и Николая Караченцева, а заодно присватавшая к ним Эммануила Виторгана, – «Благочестивая Марта», снятая по мотивам комедии Тирсо де Молины. Выдающая себя за недотрогу Терехова, с начала семидесятых носившая неофициальный титул секс-символа советского кино, – это уже смешно, но, кроме этого, комедия Фрида талантливо разбавлена песнями на музыку Геннадия Гладкова, наполнена колоритными второплановыми персонажами и сохраняет ту радостную атмосферу, которую режиссер поддерживал еще со времен «Собаки на сене». Возможно, у Марты меньше поклонников, чем у Дианы, но для поклонников актрисы эти два образа Маргариты Тереховой равновелики.
Елена Воронова
За суетой музыкальных комедий как-то незаметно прошло десять лет, и из невинной девушки, за сердце которой герои готовы драться на дуэлях, героини Маргариты Тереховой плавно подобрались к тому возрасту, когда чувства становятся более размеренными, а эмоции менее яркими. Но это не значит, что жизнь в сорок лет останавливается. Вовсе нет, Терехова продолжает играть женщин сильных и одновременно чувственных – именно такова Елена из мелодрамы Александра Ефремова «Давай поженимся». В паре с Юрием Назаровым Терехова разыграла нестареющую историю обретения скромного счастья, доступного в любом возрасте и при любых стартовых условиях. Трогательное кино, чрезвычайно любимое советскими женщинами всех возрастов.
Феодора
Многократно облачавшаяся в самые роскошные наряды испанских и французских аристократических особ Средневековья Маргарита Терехова при этом практически ни разу не была занята в исторических лентах о прошлом собственной страны. В какой-то мере свой долг актриса отдала участием в грандиозной постановке «Русь изначальная» Геннадия Васильева, одном из последних фильмов великого советского кинематографа. Пускай лента переполнена историческими ляпами, пусть сюжет прилизан и подогнан под лекала принятой в то время точки зрения на историю предков русичей – картина все равно пользовалась невероятной популярностью. Ну а лучшей исполнительницы византийской императрицы Феодоры, чем Маргарита Терехова, было и не сыскать.
Рита
Поразительно, но при всей колоссальной любви зрителей, при явной симпатии со стороны руководителей Госкино на родине Маргарита Терехова была несправедливо обделена наградами. А вот международное признание актрисе далось легче – после «Зеркала» Тарковского Терехову узнали во всем мире, и именно это послужило причиной для приглашения Тереховой в Эстонию для работы над фильмом «Только для сумасшедших» Арво Ихо. По словам Маргариты, роль «святой грешницы» медсестры Риты, нетрадиционным способом спасающей самоубийц, стала для нее продолжением образа Сонечки Мармеладовой, которую актрисе довелось сыграть трижды в своей жизни. Роль принесла Тереховой награды кинофестивалей Сан-Ремо, Руана и Брюгге, такого количества призов актриса в СССР не получала ни до, ни после.
Ирина Николаевна Аркадина
К большому сожалению поклонников артистки, новый век практически лишил их возможности насладиться работой любимой актрисы, с середины 1990-х Маргарита Терехова лишь однажды появилась на больших экранах, и случилось это в ее собственном режиссерском проекте. Как истинная поклонница русской театральной и актерской школы, Терехова обратилась к Чехову и поставила знаменитую «Чайку», в которой нашлось место не только Юрию Соломину и Андрею Соколову, но и детям Маргариты – сыну Александру и дочери Анне. Лента прошла практически незамеченной, но в сердцах тех, кто по-прежнему увлечен творчеством Тереховой, свое место нашла. Великая актриса оставила кино, сыграв одну из важнейших ролей, о которой долго мечтала, сделав поклонникам, не оставляющим надежды снова увидеть Терехову на экранах, королевский подарок.