Детективная история, превращающаяся из документального триллера в погружение во внутренний мир режиссера Майкла Уинтерботтома, которому, в отличие от обывателя, жизнь, любовь и секс интереснее насилия, крови и убийств
В итальянскую Сиенну приезжает британский режиссер Томас Лэнг. Некогда его карьера застопорилась, и сейчас агент предлагает Лэнгу заняться написанием сценария к фильму, основанному на громком убийстве, произошедшем в городке четыре года назад. При странных обстоятельствах тогда в своей комнате была убита английская студентка, приехавшая в Италию по обмену. В преступлении обвинили ее соседку и бойфренда, те даже подписали признание, но многочисленные апелляции и противоречивые улики привели к пересмотру дела. На основании нового слушания Томас и должен написать бодрый триллер, но с первых часов своего нахождения в Италии автор понимает, что его будущее кино будет не о смерти, а о жизни и любви…
Чтобы понять замысел сценариста Пола Вира и режиссера Майкла Уинтерботтома и при этом не запутаться в реальности и вымысле еще больше, зрителю, прежде чем смотреть «Лицо ангела», стоит ознакомиться с делом об убийстве Мередит Керчер, которому посвящены сразу несколько специальных сайтов, страницы в Википедии и множество журнальных статей. В 2007 году в Перудже, в доме, где проживало несколько студентов из разных стран, произошло преступление, несколькими ударами ножа была убита британка Мередит Керчер. В убийстве были обвинены местный житель и соседка Мередит Аманда Нокс со своим приятелем, итальянцем Рафаэлем Соллечито. И если первый был признан безоговорочным участником преступления и отправлен в тюрьму, то остальные двое прошли несколько ступеней апелляций и в результате оказались на свободе.
Хотите узнать, кто же на самом деле убил Мередит Керчер, переименованную в картине в Элизабет? Тогда вам лучше погрузиться в материалы дела и попытаться выстроить собственную картину произошедшего, потому что Уинтерботтом, как оказалось, совершенно не намерен погружаться в детективную составляющую дела. Его больше интересует то, что происходит вокруг процесса, как это дело транслируется в мир, как его принимают обыватели и на основе чего строят свои обвинения зрители новостей и читатели таблоидов. Нет, безусловно, будут в картине и репортажи из залов суда, и криминальные сводки, и воссоздание событий трагической ночи, но все это лишь разводы на грязном стекле, через которое режиссер пытается показать зрителю что-то иное, что-то гораздо более важное.
Майкла Уинтерботтома нельзя назвать невостребованным режиссером, его фильмография велика, в ней есть место и признанным шедеврам, и откровенно проходным вещам. «Лицо ангела» скорее относится ко второй партии, но только если вы не являетесь горячим поклонником этого постановщика. «Лицо ангела» – очень личный фильм для Уинтерботтома, через него он транслирует свой взгляд на мир кино, сочинительства, искусства, СМИ, на восприятие жестокости и смерти, давно зашкаливающих на экранах кинотеатров и ТВ. Автору отвратительны многочисленные писаки, роем мух слетающиеся на любое кровавое событие, с брезгливой гримасой живописует он в своем фильме то, на какие низости способны папарацци и колумнисты желтой прессы.
Противопоставлен этому «гнусу» самобытный режиссер, который в первую очередь обращает внимание не на смакование кровавых подробностей и сексуальных похождений жертвы и обвиняемой, а на внутренний мир девушек. Что привело их в Италию, как они нашли друг друга, что их связывало и что могло встать между ними. Томас призывает остановиться и посмотреть на дело непредвзято, но поздно – все уже выбрали свою сторону и готовы биться за отстаивание своей позиции до конца. Впрочем, Томас и сам не без греха – недавно разъехавшийся с женой, он крутит романы, курит и нюхает, не гнушается обманом и воровством, да и руки может распустить. Зато в понимании прекрасного ему нет равных, а тут еще Италия кружит голову, близость к могиле Данте подводит героя к идеям собственного фильма, страшно далеким как от фактов, так и от запросов агента. Но вокруг все так красиво, невзирая на кровь…
Есть, впрочем, во всей этой красоте и изъяны. Временами Уинтерботтом вдруг становится прямолинеен, как начинающий художник: Данте у него цитируется огромными кусками, герой то и дело проваливается в сновидения и грезы, второстепенные герои одномерны и одноцветны. Как и большинство других работ режиссера, «Лицо ангела» можно пересматривать многократно, выискивать новые детали, подбирать новые кусочки мозаики личности самого Уинтерботтома, но в первую очередь это стоит делать из-за Даниэля Брюля, блестяще сыгравшего мятущегося автора.
Фильм не лишен детективного, мистического и романтического флера, однако даже для Уинтерботтома «Лицо ангела» получилось слишком интровертным, направленным внутрь самого себя, засасывающим чувства и эмоции и с трудом впускающим в себя зрителя. А с другой стороны, подобной Италию увидишь нечасто, а она стоит лишних полутора часов мрачного созерцания.