Слабоватая первая серия криминальной эпопеи о мексиканской женщине, которая становится членом американского наркокартеля
Слабоватая первая серия криминальной эпопеи о мексиканской женщине, которая становится членом американского наркокартеля.
Нищая, но привлекательная мексиканка Тереза Мендоса (Алиси Брага) становится любовницей парня, который перевозит кокаин из Мексики в США. Наркозаработки обеспечивают Терезе процветание, о котором она прежде могла лишь мечтать, но ее счастье оказывается недолговечным. Бандиты уличают ее парня в краже, что по правилам картеля наказывается убийством не только преступника, но и всей его семьи. Когда Тереза осознает, что ей грозит, она сбегает из Мексики в Техас.
Еще сравнительно недавно трудно было представить, что голливудское телевидение будет черпать идеи в южноамериканских «мыльных операх». Но сейчас «латинос» в США – это не только поломойки и сезонные рабочие, но и вполне платежеспособный средний класс, заинтересованный в сериалах о «своих» героях и героинях. Поэтому канал The CW летом готовит к осенней трансляции третий сезон сатирической трагикомедии «Девственница Джейн», вдохновленной венесуэльским сериалом «Девственница Хуана», а канал USA Network выпускает премьерный сезон криминальной драмы «Королева Юга», основанной на одноименном испаноязычном шоу, которое в 2011 году было показано американским телеканалом Telemundo (Telemundo вещает из Флориды, но ориентируется на испаноязычную публику).
Сценарий обеих «Королев Юга» написан по мотивам одноименного романа известного испанского автора Артуро Перес-Реверте. Эта книга переведена на русский язык, и любой желающий может ознакомиться с ее содержанием и узнать, что она рассказывает о молодой мексиканке, которая становится главой крупного криминального картеля, переправляющего наркотики из Латинской Америки в Южную Европу. По понятным патриотическим причинам основное действие нового сериала перенесено из Испании в Техас, но суть повествования не изменилась. Это все еще история в духе «Лица со шрамом», только с женщиной в главной роли. Сериал не скрывает эту очевидную параллель, и в пилотной серии есть сцена, где Тереза наблюдает по телевизору за похождениями Тони Монтаны (персонажа Аль Пачино).
Рассказывая в интервью о своем шоу, создатели новой «Королевы Юга» упирают на ее феминистский подтекст. Мол, истории о мексиканских картелях – это сплошь фильмы и сериалы о суровых мужиках. А тут в центре событий довольно-таки хрупкая женщина, которая в конечном итоге оказывается достаточно предприимчивой и жестокой, чтобы влиться в криминальную структуру и возглавить ее. Да здравствуют мексиканские девушки, которым все по плечу!
Но что неожиданно для Латинской Америки, то не впечатляет в России, где властные и влиятельные женщины встречаются еще в литературе XIX века. Вспомним хотя бы Кабаниху из «Грозы». Немало таких героинь и в современных голливудских фильмах и телешоу. На ум сразу приходят второй сезон «Правосудия», принесший премию «Эмми» Марго Мартиндейл за изображение провинциальной «крестной мамы», и криминально-комедийное шоу «Дурман», где Мэри-Луиз Паркер восемь сезонов играла главу мелкого наркобизнеса. Так что если вы не связаны с Мексикой и не видите в героине Алиси Браги «своего человека», то она для вас будет лишь одной из сонма аналогичных экранных женщин.
Что же в Терезе такого уникального, что может заинтриговать? Честно говоря, ничего. Актерская харизма Браги отнюдь не такая мощная, как у Мартиндейл, Паркер или Пачино, а ее героиня в пилотной серии «Королевы Юга» не кажется ни особенно умной, ни уникально изобретательной, ни впечатляюще жестокой. Ясно, что нужно быть исключительной женщиной, чтобы взобраться на вершину мужской преступной структуры, но в первой серии своих приключений Тереза не демонстрирует ни капли исключительности. Также она не вызывает особого сочувствия, поскольку единственное оправдание ее преступной жизни звучит так: «Я из бедного района, и я люблю деньги». Вспомним, как убедительно «Во все тяжкие» оправдывал своего героя, чтобы заставить публику переживать за судьбу учителя, ставшего наркоторговцем. «Королева Юга» же полагает, что если показать сравнительно привлекательное личико Браги, то зрители тут же проникнутся к ее героине симпатией. А если не проникнутся? План Б не предусмотрен. По крайней мере, в пилотной серии, которая смотрится не столько как начало истории, сколько как пролог, поскольку в ней Тереза предстает скорее глуповатой пешкой в чужой игре, чем начинающим хитрым ферзем. Вероятно, в дальнейшем она возьмет свою судьбу в свои руки, и, может быть, шоу от этого выиграет. Но пилотная серия желания дальше смотреть «Королеву» не вызывает.