По традиции герои индийских фильмов так любят танцевать, что проще найти картины, где они этого не делают, чем перечислить хиты с музыкальными отступлениями.
В Бразилии обожают футбол, в России – хоккей, а в Индии жить не могут без крикета. Как сочетается любовь к британской национальной игре с историей борьбы за независимость от империи? Этому посвящена по-индийски размашистая историческая спортивная драма Ашутоша Говарикера. «Лагаан» рассказывает о бедных крестьянах, которые в конце XIX века заключают пари с британскими оккупантами. Если они освоят крикет и обыграют англичан, то их провинция будет на три года освобождена от налогов. Если же они проиграют, налоги утроятся. Чтобы собрать команду, героям приходится преодолеть кастовые и религиозные предрассудки и выступить единым фронтом. Главные роли в картине сыграли Аамир Хан и Пол Блэкторн, ныне снимающийся в американском сериале «Стрела». Фильм стал прокатным хитом, удостоился множества национальных наград и был номинирован на «Оскар» в категории «лучший фильм на иностранном языке».
Политическая драма Ракеша Омпракаша Мехры начинается как «кино про кино». Молодая кинематографистка из Британии приезжает в Индию, чтобы снять документальный фильм о борцах на независимость страны. Когда она находит молодых людей, согласных сыграть персонажей ее картины в художественных вставках, те проникаются духом своих предков и решают бороться с несправедливостью и коррупцией. Их яростная война с правительством начинается, как только они узнают о смерти военного пилота, который разбился на по дешевке отремонтированном истребителе (офицер не катапультировался, чтобы отвести машину от густонаселенного города, но его подвиг не был официально признан, дабы не скомпрометировать проворовавшихся чиновников). Картина поставила прокатный рекорд, удостоилась очень высоких оценок критиков и была представлена Индией на соискание «Оскара» в категории «лучший фильм на иностранном языке».
В то время как во многих цивилизованных странах террористы – это посторонние злодеи, непонятные большинству зрителей, в Индии из-за обилия национальных и религиозных конфликтов экранные террористы – это зачастую «свои люди». Хотя они пошли на поводу у радикального мировоззрения, они все же могут быть главными героями – если их история демонстрирует, как радикализм разрушает простое человеческое счастье. В мелодраматическом триллере Кунала Кохли центральный персонаж – кашмирский сепаратист, который влюбляется в слепую девушку и даже становится мужем и отцом, но не может выйти из игры и отказаться от своих убеждений. Главные роли в картине сыграли Аамир Хан и Каджол. Из-за политической нестабильности в Кашмире горные сцены ленты снимались в Польше. Картина стала блокбастером и удостоилась нескольких наград.
Шекспир – он и в Индии Шекспир! Криминальная драма Вишала Бхардваджа перенесла действие «Отелло» в кровавый закулисный мир современной индийской политики и сделала главным героем бандита, который работает на коррумпированного «слугу народа». Эта колоритная лента с Аджаем Девганом и Кариной Капур удостоилась высоких оценок критиков и нескольких международных наград. Поэтому в Индии многие полагали, что у «Омкары» будет больше шансов получить «Оскар», чем у «Цвета шафрана». Прокат картины был ограничен из-за использования в ней ругательств, недопустимых в мейнстримном индийском кино.
Вдохновившись успехами западных фильмов о супергероях, Ракеш Рошан придумал индийского супергероя – парня по имени Кришна, отец которого дружил с пришельцем, получил от того сверхспособности и передал их по наследству (история отца Кришны была рассказана в фантастической ленте «Ты не одинок», предшествующей «Крришу»). Как и положено супермену, герой сначала пытается держать в тайне свои таланты. Но желание помогать людям и жажда справедливости оказываются сильнее страха и скромности. Над фильмом работали голливудские создатели визуальных эффектов и гонконгские специалисты по постановке экшена. Заглавную роль сыграл Ритик Рошан. Картина лучше выступила в индийском прокате, чем выпущенное одновременно с ней «Возвращение Супермена». Она была удостоена множества наград.
Пожалуй, самый популярный жанр современного индийского кино – это комедийная мелодрама с музыкальными вставками. В нашем списке этот жанр представляет популярнейшая лента Имтиаза Али, рассказывающая о состоятельном бизнесмене, который под влиянием множества проблем в его жизни впадает в депрессию и уходит из дома куда глаза глядят. Сев на поезд, герой знакомится с шебутной и разговорчивой девушкой, которая поначалу его раздражает, но со временем становится его возлюбленной. Главные роли в картине сыграли Шахид Капур и Карина Капур (не родственники и не супруги – просто однофамильцы). Карина Капур удостоилась множества наград за свою игру.
Современное болливудское кино исключительно гламурно. Одни фильмы от этого страдают, а другие, наоборот, выигрывают. Потому что если вы снимаете кино про топ-моделей, то вам нужны в кадре самые красивые женщины планеты. «В плену у моды» Мадхура Бхандаркара – как раз такая драматичная история, рассказывающая о начинающей индийской модели, которая пытается пробиться в международные звезды и вынужденно пускается во все тяжкие. Это редкий пример болливудской ленты, в которой нет главного героя – здесь есть только главная героиня, которую сыграла бывшая Мисс мира и индийская суперзвезда Приянка Чопра. Картина стала прокатным хитом и удостоилась целого ряда национальных наград.
В Индии и Китае, как нигде в мире, важны отличные оценки, потому что учеников и студентов много, а престижных и высокооплачиваемых должностей мало. Но для того, чтобы отлично учиться, нужно подстраиваться под стандартные тесты и давать ожидаемые преподавателями ответы. Что для по-настоящему выдающихся ребят совсем не просто. Этот парадокс лежит в основе студенческой трагикомедии Раджкумара Хирани, которая повествует о противостоянии трех талантливых начинающих инженеров с ректором-доктринером, терпеть не могущим неортодоксальное мышление. Главные роли в фильме сыграли Аамир Хан, Карина Капур и Боман Ирани. Лента поставила рекорд по сборам для болливудского кино и покорила зрителей и критиков не только в Индии, но и в Китае и Японии, где у студентов схожие проблем.
Если вы параноик, то это не значит, что за вами не следят. А если вы шизофреник, то это не значит, что все ваши преследователи вымышлены. В психологическом триллере Сукумара главный герой страдает от психического отклонения, которое порождает убедительные галлюцинации. Поэтому ему сложно отличить правду от лжи, а ложь – от иллюзии, когда он вдруг вспоминает (или фантазирует?), что его родители были убиты, и пытается отомстить за их смерть. Фильм принадлежит к индийскому кино на языке телугу (одном из основных языков Индии помимо хинди). Главную роль в нем сыграл Махеш Бабу. Лента стала прокатным хитом и удостоилась ряда наград.
Научная фантастика лишь недавно начала входить в болливудскую моду, но индийское кино уже создало несколько примечательных полотен в этом жанре. Один из них – недавний сатирический суперхит «ПиКей» Раджкумара Хирани, рассказывающий о прибытии на Землю гуманоидного исследователя, который пытается разобраться в причудливых нравах, верованиях и предрассудках жителей Индии. Поскольку на его взгляд поведение людей совершенно алогично, бедолаге приходится приложить массу усилий, чтобы освоиться на планете. Самые большие проблемы ему доставляет разнообразие индийских религий, поскольку все они кажутся ПиКею переполненными бессмысленными ритуалами. Заглавную роль исполнил Аамир Хан. Картина была резко раскритикована религиозными фанатиками, и «активисты» разгромили несколько кинотеатров, где фильм показывался. Тем не менее, лента поставила индийский прокатный рекорд.