Занятная и несколько утомительная предыстория вселенной Фрэнка Герберта.
На HBO и Max завершился показ первого сезона «Дюны: Пророчества». Владеющая каналом и стрим-сервисом компания Warner Bros. продолжает расширять горизонты своих франшиз: после «Пингвина» (спин-офф «Бэтмена») возникла потребность в ещё одной «Дюне». Целевая аудитория на первый взгляд очевидна — поклонники фильмов Дени Вильнёва или неудачной экранизации Дэвида Линча 1984 года (и такие наверняка имеются). За шесть серий авторы так и не находят ясной концепции и уникальной идентичности для своего проекта, теряясь в штампах и пытаясь охватить слишком много жанров одновременно. Результатом становится коллаж из отсылок к «Дому Дракона», «Кольцам власти», «Наследникам» и десяткам других смежных по стилистике и духу шоу.
Приквел «Дюны» разворачивается за 10 тысяч лет до рождения Пола Атрейдеса и фокусируется на «Бене Гессерит» — могущественном сестринском ордене, контролирующем работу Вселенной. Руководит организацией Преподобная мать Валя Харконнен (Эмили Уотсон), чья главная цель — обеспечить избрание одной из участниц «Бене Гессерит» на трон Империума. В течение 30 лет Валя и её сестра Тула (Оливия Уильямс) тренируют своих подопечных, пока их покой не нарушает загадочный Десмонд Харт (Трэвис Фиммел) — дважды выживший в бою с песчаным червём странник с планеты Арракис, обладающий такой же силой, что и сёстры Харконнен.
В основу сериала положена трилогия, написанная сыном Фрэнка Герберта Брайаном в 2010-х годах. Соревнования с титаническими трудами Герберта-старшего стартовали ещё в конце 1990-х, однако в сравнении с основной «Дюной» запомнились мало. «Пророчество» изначально ждала сложная судьба: проект должен был снимать автор «Чернобыля» Йохан Ренк, а Тулу Харконнен играть Ширли Хендерсон (Плакса Миртл из «Гарри Поттера») — оба покинули шоу из-за творческих разногласий с HBO. Точно оценить, насколько пострадало их видение, не представляется возможным. Итоговая версия сериала под руководством Элисон Шапкер («Остаться в живых», «Видоизменённый углерод») получилась опрятной, но стерильной, временами масштабной и увлекательной, но не вмещающей и доли грандиозного размаха полнометражных предшественников. Как самостоятельное произведение «Пророчество» движется по проторенным дорогам, самая любопытная из которых ведёт к Вале Харконнен. Мотивированная жаждой мести (её брата убили злейшие враги Атрейдесы) героиня производит революцию в «Бене Гессерит» и впервые использует внутренний Голос для подавления чужого сознания и подчинения себе. Сценарно Валя — кладезь для сценаристов, не стесняющихся выжимать из неё любую драматургическую ценность. С актёрской точки зрения ожидаемо лучше других справляются Уотсон («Рассекая волны») и Джессика Барден («Конец ***го мира») — обе играют две разные по возрасту версии Вали, позволяющие наглядно оценить динамичную трансформацию одиозной и властной прорицательницы.
Появление Десмонда Харта дестабилизирует баланс вселенной «Дюны»: персонаж предстаёт необузданным сгустком тёмной энергии с неясным происхождением (более внимательные зрители сразу же поймут, к каким родословным принадлежит Харт) и безжалостным отношением к окружающим (в первых же сериях он сжигает ребёнка, потенциального наследника императорского титула). Фиммел, лидировавший в «Викингах», возвращается на телевидение с узнаваемой харизмой, но как злодей предельно схематичен. Остальные многочисленные второплановые герои, включая императора Хавикко (Марк Стронг), служат лишь фоном с поверхностной мотивацией.
За шесть часов хронометража авторы не всегда выполняют данные зрителю обещания. «Пророчество» часто оступается, но всё же сохраняет тягучую и завораживающую атмосферу. Дворцовые интриги, шпионы, государственные перевороты, качественная проработка декораций и визуальной составляющей, неограниченные запасы дурманящей Специи с Арракиса — вот те немногие элементы, делающие сериал качественным дополнением франшизы. Есть шанс, что в анонсированном втором сезоне авторы проведут работу над ошибками, найдут тот самый Голос и буквально приклеят аудиторию к экрану вместо того, чтобы имитировать и копировать известные приёмы.