Майские праздники — самое время для вылазок на природу и долгих прогулок, однако многие кинематографисты пытаются раз и навсегда отбить желание выходить из дома. По случаю праздников вспоминаем шесть картин, герои которых хотели подышать свежим воздухом, а вместо этого пережили сущий кошмар. После просмотра фильмов из списка вы наверняка задумаетесь, так ли необходимо жарить шашлыки под открытым небом.
Сегодня «Ведьму из Блэр» легко назвать классикой жанра и картиной, познакомившей широкого зрителя с found footage или мокьюментари. Особенность фильма в повествовании: за главными героями мы следим через найденную запись камеры, а значит, можем только догадываться, что происходит за границами объектива. Малобюджетная лента рассказывает о трех студентах, которые решили снять курсовой проект о ведьме из Блэр, и пропали. Хронометраж картины не дотягивает и до 90 минут, но отснято было 20 часов: большинство диалогов сымпровизированы, а в 35-страничном сценарии были прописаны только основные локации.
Чтобы навести ужас на зрителей, создатели ленты Дэниел Мирик и Эдуардо Санчес придумали легенду: исполнители главных ролей не явились на премьеру фильма на фестивале Sundance, потому что якобы пропали без вести. «Ведьма из Блэр» вывела на новый уровень жанр найденной пленки и закрепила формат за хоррорами: в дальнейшем в этом же направлении снимут «Паранормальное явление», «Репортаж» и «Монстро».
Продолжает традицию мокьюментари такой же малобюджетный хоррор Боба Голдтуэйта, который начинал с роли рядового в «Полицейской академии», а потом в качестве режиссера снял трагикомедию «Самый лучший папа» с Робином Уильямсом. В картине 2013 года парочка влюбленных в исполнении Брайса Джонсона и Алекси Гилмор отправляется в национальный парк, где когда-то видели снежного человека — молодые люди намерены встретиться с легендой лицом к лицу.
Очевидно, мы знаем, что произойдет с героями с самого начала: стоит им пошутить над статуей Бигфута, как сразу понятно, кто в итоге будет смеяться последним. Крайне клишированный и, честно сказать, совсем не выдающийся фильм справляется с главной задачей — напугать. Так, зритель оказывается запертым в палатке вместе с персонажами целых 18 минут, в течение которых успевает испытать гамму эмоций и порядком напрячься, прислушиваясь к шорохам.
Режиссер Дрю Годард решил смешать ужас и смех, поэтому в качестве дебюта снял комедийный хоррор. Созданная совместно с продюсером и сценаристом Джоссом Уидоном «Хижина в лесу» была задумана как реанимация слэшера — не то чтобы жанр ожил после релиза, но как минимум освежился. Группа архетипических персонажей из «девственницы» (Кристен Коннолли), «атлета» (Крис Хемсворт), «шута» (Фрэн Кранц), «ученого» (Джесси Уильямс) и «девушки спортсмена» (Анна Хатчинсон) оказывается в зловещей избушке. Ненароком они заставляют семейство зомби-реднеков-садистов восстать из могил и становятся подопытными кроликами.
«Хижина в лесу» — нетипичный хоррор, хотя попытка студентов отдохнуть в отдаленном доме посреди деревьев изначально провальная. Фильм не пытается выдать себя за новое слово в жанре, но и уж точно не относится к низкопробным черным комедиям. Детективный мотив подначивает зрителя не просто наблюдать за тем, как герои погибают один за другим, а задаться вопросом: что вообще тут происходит и кто за этим стоит?
Фильм Дэвида Брукнера подойдет для любителей рун и германо-скандинавской мифологии. Четверо друзей решают покорить Королевскую тропу в Национальной парке Сарек, но что-то постоянно мешает: то символы на деревьях, то выпотрошенный лось. Стоит зайти достаточно далеко в лес, как местный житель показывает себя: оказывается, что обитающие здесь язычники занимаются жертвоприношениями для Йотуна.
«Ритуал» подкупает визуальным решением: для любителей странных существ из мифов увидеть киношную версию Йотуна — настоящий праздник. В отличие от «Хижины в лесу», этот фильм как раз считает себя «не таким как все»: некоторые критики уличили создателей в слишком серьезной тональности для такого очевидного сюжета. Но «Ритуал» интересен еще и отпечатком обреченности: сначала группа мужчин посвящает поход погибшему другу, затем пытается докопаться до правды, а в итоге запирает себя в клетку.
Теперь шесть девушек решают исследовать пещеру, в которой, вообще-то, явно кто-то был до них, только ни о предыдущих туристах, ни об этом месте никто не знает. Фильм Нила Маршалла по-настоящему можно назвать одним из королей низкобюджетных хорроров: картина окупилась 16 раз и даже получила премию «Сатурн» как лучший фильм ужасов в 2007 году. И правда страшно, когда группа травмированных (и морально, и физически) девушек оказывается невесть где, пока в округе начинает мерещиться человеческая фигура.
Картина стала настоящим кошмаром клаустрофобов: только зрители успевают насладиться горными видами, как их запирают в каменные стены. Маршалл не просто так выбирает в качестве главных героев именно женщин, ведь на момент выхода картины это позволило по-другому взглянуть на природу их страхов. В 2022 году на экраны вышел «Спуск: Новая глава», почти в точности повторяющий оригинал, но все-таки не так хлестко — тут уж точно можно сказать, что где-то мы это видели.
Раз уж мы заговорили о женщинах: в 2019 году вышла «Смертельная тропа» — больше детектив, чем хоррор Роксанны Бенжамин. Смотрительница парка Венди (Карина Фонтес) во время очередного осмотра территории случайно сбивается с курса и находит тело мужчины. Правда, связи нет, спасения не предвидится, и кажется, что вот-вот придется спасаться бегством.
Тоже не обошлось без легенд: создательница фильма изучала ирландскую мифологию и фольклор в колледже, а в качестве режиссера решила применить полученные знания при создании внутренних и внешних демонов. Неспроста героине предстоит столкнуться с медведем — эти животные часто становились символами королей, олицетворяя мужество и отвагу, которую как раз жизненно необходимо обнаружить в себе Венди.