Если бы не сюжетно-логические помарки и не слегка затянутый финал, «Зарождение зла» вполне могло бы претендовать на титул лучшего фильма во всем цикле
Если бы не сюжетно-логические помарки и не слегка затянутый финал, «Зарождение зла» вполне могло бы претендовать на титул лучшего фильма во всем цикле.
После закрытия приюта для девочек сестре Шарлотте (Стефани Сигман) не остается ничего, кроме как принять предложение пожилой супружеской четы разместить сирот у себя на ферме. Девочки рады большому просторному дому, несмотря на ряд ограничений – например, им нельзя входить в комнату, где жила дочь хозяев, погибшая 12 лет назад. Однако запреты для того и нужны, чтобы их нарушать, и вот уже одна из воспитанниц открывает закрытую дверь и находит внутри загадочную куклу…
Еще совсем недавно бокс-офисом правили сиквелы, однако схема бесконечного производства «номерных» частей не раз доказывала свою негибкость, так что теперь в моде так называемые «киновселенные», в которых имеется некий «стержневой» цикл, а также бесконечное количество ответвлений-спиноффов, посвященных отдельным героям центрального сериала. По такой схеме экранизируют свои комиксы Marvel и DC, в эту сторону с некоторых пор направились «Звездные войны», свой киномир классических монстров с сомнительным успехом пытается раскочегарить Universal.
Тем не менее одной из самых интересных и потенциально прибыльных франшиз вот-вот станет «Заклятие» – две его части, снятые Джеймсом Ваном, оказались столь популярны, что создатели решили не делать себя заложниками их звезд, а запустили в работу сразу несколько «боковых» продолжений, посвященных самым ярким монстрам дилогии. Первый блин, впрочем, вышел слегка комом – «Проклятие Аннабель» очень хорошо заработало в прокате, но отзывы критиков оказались довольно прохладными. И тем приятнее видеть, что в продолжении-приквеле авторы учли практически все ошибки оригинала и смогли вплотную приблизиться к той планке качества, которую задал со своими «Заклятиями» Джеймс Ван.
Чтобы сразу разобраться с ложкой дегтя, заметим, что в плане сценария «Зарождение зла» даже близко не шедевр – задумываться над его периодически отваливающейся внутренней логикой и весьма условной мотивацией персонажей (хотя в такой ситуации практически любая мотивация, кроме «хватаем вещи и валим отсюда на все четыре стороны», кажется неадекватной) опасно для психического здоровья. Но, недодав в одном, авторы прыгнули выше головы в другом, превратив фильм в один из самых ярких и эффектных хоррор-аттракционов последних лет.
Большой удачей продюсеров стало приглашение в кресло режиссера Дэвида Ф. Сэндберга – к его полнометражному хоррор-дебюту «И гаснет свет» имелись вопросы, но уже по нему было видно, что Сэндберг прекрасно чувствует саспенс и умеет снимать темноту и тени так, что таящуюся в них угрозу ощущаешь почти на физическом уровне. Так вот, «Проклятие Аннабель 2» – это, по сути, вереница практически не зависимых друг от друга жутких сцен, построенных исключительно на саспенсе и обыгрывании темноты и теней, и здесь Сэндберг показывает все, на что способен.
Да, опять же, если вдуматься, структурно все эти эпизоды построены по повторяющемуся шаблону, что ближе к концу заметно бросается в глаза (а кульминация длится слишком долго и в какой-то момент начинает утомлять), но реализованы они по-настоящему классно, так что во время сеанса вам будет не до уничижительного закатывания глаз – фильм настоятельно рекомендуется тем, кто расстраивается, что современные хорроры совсем разучились пугать. При этом сюжетная условность сполна компенсируется разнообразием мелких, но запоминающихся нюансов – ценители жанра наверняка помнят эпизод из первого «Заклятия» с игрой в жмурки или сцену в прачечной из «Проклятия Аннабель», так вот в случае «Зарождения зла» хочется взахлеб рассказывать про каждый второй «пугающий» эпизод. Про театр кукол, про девочку у окна, про выкручивающиеся лампочки, про двухъярусную кровать, про страшилки под покрывалом… Как ни крути, хорроры любят в первую очередь за умение смачно и талантливо пугать, а «Аннабель 2» делает это на редкость смачно и талантливо.
С 10 августа в кино.