Полуудачный биопик о порнозвезде с отличной актерской игрой и не доведенным до ума сценарием
Флорида, 1970 год. У 21-летней Линды Борман (Аманда Сейфрид) в прошлом – рождение ребенка, которого пришлось отдать на усыновление, а в будущем – никаких перспектив. Она живет с родителями, не учится и не работает. Внезапно в ее жизни появляется обаятельный и раскованный парень по имени Чак Трейнор (Питер Сарсгаард). Он покоряет сердце девушки, и Линда выходит замуж, не зная, что ее супруг – сутенер. Так начинается превращение скромной провинциалки в порнозвезду Линду Лавлэйс, которая в 1972 году покорила Америку с кассовым хитом «Глубокая глотка».
Пожалуй, самое интересное в истории Линды Лавлэйс – то, как серьезно был воспринят прокатный триумф «Глубокой глотки», собравшей, по разным оценкам, от 50 до 500 миллионов долларов (картина распространялась мафией, а гангстеры свои гроссбухи не показывают). Лента явно была художественно слаба, и реальный интерес в ней представляли лишь несколько минут экранного времени с тем сексуальным трюком, который дал фильму название. Однако Америка воспринимает всерьез любой успех, в чем бы он ни заключался. Недаром один из самых популярных в США сериалов последних лет – реалити-шоу о семейке, которая заработала миллионы на утиных манках. И эти люди тоже дают интервью, выступают с речами, пишут книги…
«Лавлэйс», впрочем, не задумывается как рассказ о причудах американской психологии. Второй художественный фильм документалистов Роба Эпстайна и Джеффри Фридмана посвящен личной жизни Линды Борман/Лавлэйс. Впрочем, почему «фильм»? «Лавлэйс» – два фильма в одном флаконе. Первая половина ленты – это, так сказать, кино о Линде для мужчин, забавная, атмосферная, позитивная, эротичная и по-своему нежная история о том, как женщина с помощью любящего мужа раскрепостилась и прославилась. Да, слава к ней пришла в сомнительной профессии. Но порнография – это не проституция! Это в каком-то смысле тоже искусство! И что плохого в том, чтобы зарабатывать на любимом занятии?
Когда успех Лавлэйс достигает высшей точки, начинается вторая половина ленты, которую можно назвать «кино о Линде для женщин». Уйдя от мужа, героиня выпускает автобиографию, и оказывается, что Чак бил и унижал жену, заставлял заниматься проституцией, угрожал ей оружием. «Когда вы смотрите “Глубокую глотку”, вы видите, как меня насилуют», – эти слова Лавлэйс в свое время наделали много шуму и сделали бывшую порнозвезду любимицей феминисток. Картина при этом из почти комедии превращается в мрачную, тяжелую драму, понятную и близкую любой женщине, сталкивавшейся с семейным насилием.
Удачен ли этот ход, призванный передать двойственное восприятие Лавлэйс в общественном сознании США (поскольку женщину не раз ловили на лжи, в ее истории о Трейноре не все верят)? Пожалуй, он удачно задуман, но не слишком удачно реализован. В картине слишком много временных скачков, и отсутствие единства времени и места превращает фильм в череду разрозненных сцен. От чего явно страдают драйв повествования и его драматизм. К счастью, подготовив не самый лучший сценарий, создатели «Лавлэйс» не промахнулись с актерами. Фильм стоит посмотреть хотя бы ради великолепной игры Сейфрид, Сарсгаарда и неузнаваемой Шэрон Стоун в роли суровой матери заглавной героини. Особенно хороша Сейфрид, которая еще ни разу не была на экране столь разнообразна и столь убедительна во всех аспектах ее образа.
Смотрите в кино с 5 сентября.