Уходящий год оказался не так уж и богат на экшен-фильмы. Все чаще боевики уходят на стриминги, а зритель все реже доверяет очередной жанровой премьере от Netflix. Но главные экшен-картины, пожалуй, не смогли пройти мимо массового зрителя. В 2024 году нам подарили и крутой постапокалиптический спин-офф, и забавные фильмы с налетом олдскула, и приличные картины из Индии, и несколько удачных стриминговых премьер. Самое время перечислить лучшие – те фильмы, которые не пожалели пороха.
Приквел о становлении Фуриосы прошел гораздо скромнее «Дороги ярости». Чего уж там, в определенном смысле фильм оказался неудачей, когда Warner Bros. принялись подсчитывать деньги. Но ни в коем случае нельзя сказать, что Джордж Миллер ударил в грязь лицом. Его постапокалиптическая франшиза по-прежнему несется на вечном двигателе кинематографа, усадив в кабину Аню Тейлор-Джой и налив глаза Криса Хемсворта злодейским сумасшествием. Да, у «Фуриосы» есть проблемы: сыроваты визуальные эффекты, кое-где сбоит ритм, драматургия забивается песком ненужных деталей, а становление Фуриосы едва ли тянет на трагедийный накал жизни Макса Рокатански. Но «Фуриоса» – все такой же праздник экшен-кино, локомотив ярких красок и безумных номеров, которому Миллер дает разгуляться и даже не поглядывает на спидометр. Самый изобретательный экшен-фильм года? Как бы предсказуемо ни звучало – да.
Дэвид Эйр и Джейсон Стэйтем совместными усилиями сделали одну из самых напористых бэшек. Разъяренный пчеловод мстит конторе мошенников, которая обманула невинную старушку. Донельзя абсурдная завязка – всего лишь предлог для убойной дозы пчеловодческих метафор, лихой стрельбы, поножовщины и даже политической сатиры: где еще должна развернуться кульминация, как не в стенах Белого дома? Мотивация отдыхает, логика отсутствует, пока Стэйтем здравствует, отбиваясь кулаками, тросами и, конечно же, шутками. «Пчеловод» – фильм-мем, брутальный и самоироничный угар, недалеко ушедший от какого-нибудь «Черного динамита», только отлитый в янтарном медовом блеске. Самый сладкий боевик года – для таких фильмов следует выписывать предупреждение, что в определенных местах может слипнуться, если злоупотребить.
Как часто мы видим боевики, где нет ни одного трупа, а сами герои стремятся не столько разнести кварталы и друг друга, сколько, напротив, деэскалировать ситуацию? «Ребел Ридж» Джереми Солнье как раз такой редкий случай. Лента о бывшем морпехе, который ввязывается в произвол коррумпированной полиции, очаровала зрителей своим тягучим неспешным ритмом, ставкой на огнестрельные диалоги и медленным натягиванием пружины саспенса. Было бы лукавством назвать картину целиком и полностью боевиком – стреляют тут немного, а при сюжете, формально схожем с первым «Рэмбо», мы получаем остросоциальный портрет о гниении полицейской вертикали в Америке. Ведь само столкновение характеров, юридические нюансы преступных схем и решительные действия героя ничем не хуже банальной пальбы. Не все идут тропами «Джона Уика» – и по нынешним меркам это уже вполне тянет на оригинальность.
Индийский кинематограф все чаще перехватывает эстафету у западного кино, в том числе в жанре боевика. «Схватка» – это «Быстрее пули» Дэвида Литча, только вместо экспресса тесный и душный плацкарт. Молодой спецназовец извивается как может, складывая пачками бандитов, которые решили ограбить поезд. В ленте Никхила Нагеша Бхата есть место и абсурдным преувеличениям, и любовной интриге, обставленной по всем заветам индийского кино (правда, до поры до времени), и запредельному насилию с применением всех колюще-режущих предметов и даже огнемета. Это беспардонное рубилово без всякой меры, иной раз и без чувства композиции: фильм, как поезд, летит на бешеных скоростях в тартарары, нисколько не задумываясь над балансом количества и качества. Назовем «Схватку» главной экшен-экзотикой года.
Время не списало дуэт «Плохих парней» в утиль, равно как и ностальгию по солнечному бадди-муви 90-х. Четвертая часть полицейского боевика вернула на экраны славный союз Мартина Лоуренса и Уилла Смита, добавив к тестостерону, драйву и перестрелкам еще и легкое предчувствие сердечного приступа. Это не идеальный боевик, да и нынешние режиссеры Адиль Эль Арби и Билал Фалла уж навряд ли могут потягаться с пиротехническим максимализмом Майкла Бэя. Однако фильм проносится с грохотом и свистом, напоминая, что экранный тандем героев еще не готов сложить полномочия и уйти на пенсию.
Каскадеры прочно обосновались в Голливуде – в том числе как режиссеры (достаточно вспомнить постановщика «Джона Уика» Чада Стахелски). Свою дань уважения экстремалам решил отдать и Дэвид Литч – в комедийном боевике о каскадере (Райан Гослинг), который возвращается в профессию, чтобы найти звезду фильма, без вести пропавшую в разгар съемок. Как и многие другие боевики этого года, «Каскадеры» – ностальгический жест, полный нежности к 80-м и 90-м. Все здесь дышит какой-то старомодностью, включая экранную химию персонажей Райана Гослинга и Эмили Блант. Ради этого беззаботного трюкачества Литч оказался вполне готов пустить под откос сюжет, то и дело трещащий по швам от банальности. Но главное здесь не история, а беззаветная любовь к опасному делу, которое воспето с небывалым рвением.
В полку ремейков прибыло. На этот раз отличился Даг Лайман, срежиссировавший новую версию пляжного боевика с Джейком Джилленхолом в роли вышибалы (в ленте 1989 года главную роль исполнял Патрик Суэйзи). Это брутальное кино, которое не стесняется лобовых приемов и нелепостей: раскачанный Джилленхол выполняет работу сурового охранника и машет кулаками в придорожном баре – затем появляется Конор МакГрегор и делает ровно то же самое. «Дом у дороги» – привет олдскульным боевикам 80-х, в которых есть и тестостерон, и веселье, и какая-то общая расслабленность. В целом здесь ничего нового: просто мужчины, то разодетые в гавайские рубашки, то по пояс голые, превращают экран в наэлектризованный ринг, попутно решая криминальные вопросы. Приятная бэшка, зарекомендовавшая себя среди зрителей, – прямое доказательство, что аудитория все же истосковалась по простым, но эффектным боевикам.
В своем режиссерском дебюте Дев Патель решил зарядить «Джона Уика», но только в криминальном Мумбаи. Парень жаждет отомстить индийским бандитам, которые убили местных жителей, включая его мать. «Манкимен» почти не старается выйти за пределы жанровых ожиданий – это шаблонное мочилово, хореографически развернутое в клубах, роскошных интерьерах и на грязных улицах, а кое-где фильм буксует и уходит в медитативные паузы, чтобы зритель немного отдохнул. Однако есть причина, которая заметно выделяет фильм: это работа мечты для Пателя, умудрившегося насобирать и снять разухабистый боевик за смешные 10 млн долларов. Нет, пожалуй, ничего убедительнее подлинной режиссерской страсти – за свою устойчивость и волю идти напролом «Манкимен» точно заслуживает просмотра и упоминания.