«Бесконечность не предел» и другие детские фантазии оживают в ностальгическом мультфильме Ричарда Линклейтера.
Стэн, четвероклассник из Хьюстона, растёт в большой семье, получает средние оценки в школе, ведёт ничем не примечательную жизнь. Всё меняется, когда в разгар космической гонки 1969 года двое специалистов из NASA обращаются к Стэну за помощью — стать первым человеком на Луне, прежде чем туда отправится «Аполлон-11» с Нилом Армстронгом. Парень принимает предложение, миссию называют «Аполлон-10½».
«Половину» к названию миссии добавили из-за не слишком большой вместимости ракеты. Стэн подошёл NASA из-за среднего роста и мифически отличной успеваемости. Живёт он почти в шаговой доступности от центра космических полётов, да и отец Стэна занимает, как кажется мальчику, высокую должность и чуть ли не на кнопку запуска лично нажимает (в реальности — обычный клерк). Но мечтать, особенно ребёнку, никто не запретит, поэтому Стэн прокладывает дорогу Армстронгу, попутно документируя всё происходящее.
Настоящим документалистом здесь выступает сам режиссёр, для которого тема утраченного, всегда вновь оживающего детства является одной из главных и наиболее сакральных в творчестве. Решившись на эксперимент ради «Отрочества» (съёмки фильма длились 12 лет), Линклейтер добавляет к резюме ещё одну трогательную автобиографическую зарисовку, вспоминая и предваряя желание посвятить всего себя кинематографу. Закадровым голосом выросшего Стэна выступает давний соратник постановщика Джек Блэк («Школа рока», «Берни»). В качестве вдохновения для анимационного стиля вновь избрана фотоперекладка (ротоскопирование), использованная в телевизионных мультфильмах 1960-х, и философское, головокружительное «Пробуждение жизни» самого Линклейтера, выпущенное в начале 2000-х.
«Приключения космического века» срабатывают в напоминании аудитории их собственного детства с неограниченными запасами иллюзий и мечтаний, малых страхов и больших надежд на большое будущее. Стэн вспоминает, как 1969-й стал последним годом детства перед наступлением подросткового периода. Он засыпал на заднем сиденье машины, а родители относили его на руках в спальню. Были поездки в AstroWorld в день высадки на Луну, телесные наказания в школе, вдыхание распылённых химикатов и серьёзные увечья в невинных детских играх.
Отец Стэна экономил на всем, чем мог, обходя государственную систему любым возможным способом; мама переехала в провинцию «из-за наплыва хиппи». Где-то шла Вьетнамская война и протесты, соперничество с Советским Союзом выдвигалось в качестве идеи фикс, полёты в космос внедрялись в повседневную жизнь на постоянной основе. И музыка, конечно: от бойз-бэндов с непрекращающимися женскими именами в песнях до запрещённых аббревиатур в Lucy in the Sky With Diamonds у The Beatles, Дженис Джоплин, Джони Митчелл, Леонарда Коэна.
«С одной стороны, мир действительно скатывался в ад», — вспоминает повзрослевший герой. По сигналу учебной тревоги школьники ложатся под парты, ведь никогда не знаешь расписание летящих в твою сторону атомных бомб. Были и «но»: например, целый пласт развлечений Стэна составляло телевидение и кино, их всевозможные формы, от забавных и не очень «Мрачных теней» и «Сумеречной зоны» до «Атаки 50-футовой женщины» и «Космической одиссеи» Кубрика. Последним Стэн сильно восхитился и даже попытался пересказать фильм недоумевающему и впоследствии ретировавшемуся однокласснику.
У Линклейтера нет намерений сравнивать ад предыдущий и нынешний: взяв за основу собственную историю, он показывает, что всё в мире относительно и нет ничего лучше, чем оставаться мысленным ребёнком, ежедневно сохраняя и пронося в себе любопытство с креативностью. В этом и есть ироническое пробуждение жизни, эскапизм высшей пробы, когда в самый ответственный момент для человечества можно заснуть и ничего не пропустить. Ведь Стэн через всё это уже проходил, слетав на Луну за несколько дней до Армстронга, притворившись, что был в походном лагере. Только рассказчику и зрителям дозволено решать, состоялась ли эта миссия на самом деле или нет, чтобы даже в самые невыносимые дни оставлять право на детство, ощущать возможное чудо, вглядываться в звёзды.
На титрах «Аполлона» Линклейтер включает трек Кэти МакКарти Rocketship. Он перекликается и соседствует с другой песней той же артистки, Living Life, звучавшей в наиболее известном фильме режиссёра — «Перед рассветом». В этом промежутке между заземлённым и запредельным продолжает существовать один из главных и оптимистично настроенных режиссёров нового, по-прежнему космического века.