Любопытное ковбойское роад-муви, привлекательное не только добротными актерскими работами и черным юмором, но и экспериментами с жанром
Шестнадцатилетний Джей Кэвендиш прибывает в Америку из далекой Шотландии в поисках своей возлюбленной Роуз, бежавшей вместе с отцом за океан после трагического происшествия. Путь к дому беглецов предстоит неблизкий, а Джей совершенно не приспособлен к жизни на Диком Западе – лишь чудом ему удается уцелеть до встречи с таинственным незнакомцем Сайласом, немногословным ирландцем, берущим мальчишку под свою опеку. Впрочем, мотивы похода через американские прерии у Сайласа вполне меркантильные, за Роуз и ее отца назначена большая награда, а Джей может вывести охотника за головами прямиком к звенящим монетам. Вот только разговорчивость юного шотландца представляет угрозу – без умолку болтая о своей любви, Джей привлек внимание и других искателей легкой наживы. Теперь жизнь Роуз зависит от того, кто первым успеет добраться до одиноко стоящей хижины.
Наверное, опрометчиво будет заявлять, что жанр вестерна переживает сегодня какой-то ренессанс. Конечно, с появлением «Железной хватки» Коэнов и «Джанго освобожденного» Тарантино ситуация в этом разделе кинематографа некоторым образом оживилась, подарив зрителям несколько увлекательных ковбойских приключений – от комедийного «Миллиона способов умереть» до хоррор-трипа «Костяной томагавк», – но эти выплески энергии скорее единичны. И это неплохо, каждый новый автор в жанре не рискует быть моментально погребенным под тысячей конкурентов-клонов, но может рассчитывать на внимание публики. Шотландец Джон МакЛин воспользовался подобной шикарной возможностью и дебютировал притчей, действие которой разворачивается на Диком Западе в 1870 году. И ему действительно было что рассказать.
Как и положено «вестерну здорового человека», «Строго на запад» начинается со слов Once upon a time, а завершается грандиозной перестрелкой, но две точки – начальная и конечная – это всего лишь оболочка, внутри которой скрывается нечто более интересное, нежели простое роад-муви или гангстерский триллер. МакЛин в сравнительно тесные 84 минуты хронометража упаковал столько событий, сколько другой режиссер смог бы «размазать» на пару полнометражных картин: здесь есть место и черному юмору, и добротному экшену, и философским измышлениям о природе жестокости и истории Штатов. Но самой жирной линией сквозь сюжет бежит весьма необычная романтическая линия – молодой человек спешит к своей возлюбленной, преодолевая препятствия, засады и перестрелки, превращаясь по пути из мальчишки в настоящего мужчину.
За этим тем более интересно смотреть, учитывая, что роль Джея досталась субтильному Коди Смит-МакФи, похожему одновременно на юных Джея Барушеля и Сэма Райли. Этот герой – самое нелепое, что может обнаружиться на Диком Западе, даже с учетом встречающегося героям на пути трио музыкантов-негров, автор прямо называет его «зайцем в логове волков». Но в этой неспособности вписаться в жестокий мир кольтов, лассо и абсента именно Джей оказывается способен пройти дальше остальных, ведь им движет чувство, неведомое местным разбойникам.
На контрасте с чувственным юношей выступает Майкл Фассбендер, не только взявший на себя актерские обязанности, но и принявший продюсерский груз ответственности за картину. Его Сайлас – это «образцовый» ковбой, предпочитающий словам пули, везде ищущий собственную выгоду, циничный и злой, и Фассбендер идеально вписывается в подобный образ. Пусть иногда Фасси дает слишком много Иствуда, но мы это склонны отнести скорее к нетривиальному чувству юмора Джона МакЛина, чем назвать случайностью.
Юмор – вообще отличительная черта «Строго на запад», и наличие шуток самой различной степени глубины делает картину даже более коэновской, чем та же «Железная хватка». Рассказ о фальшивом объявлении о награде или история неумышленного убийства – это ли не сошедшие со страниц сценария Коэнов истории? Или великолепная сцена, в которой на грудь подстреленному Джею падает разбитая банка соли? Чересчур буквально? Ну, так и жанр не располагает к нежностям и витиеватостям.
Возможно, любителям драйвового кино «Строго на запад» покажется пресноватым, ведь, по сути, кроме двух ярких сцен в лавке и домике, сюжет еле-еле течет густым киселем (и тут весьма кстати оказывается оригинальное название фильма – Slow West). Вряд ли удовлетворены будут и поклонники артхауса, «Строго на запад» – это не «Мертвец» Джармуша. Но для тех, кто в кино ищет нечто большее, чем блуждание в рамках правил, помноженное на штампы и ярлыки, лента окажется отличным дополнением к другим вестерн-новинкам. Все-таки ковбои не умерли, они просто ждали нового поколения заинтересованных.
С 21 января в кино.