"Сахара" должна была быть именно дебютом клипмейкера и рекламщика Брека Айснера, чтобы выйти таким натурпродуктом, когда ржешь, облизываешься, предвкушаешь и снова ржешь, и ни на секунду не оторвешься. Иногда Голливуд все же возвращается к своим прямым обязанностям и превращает взрослых в детей, а детей -- в сплошную щенячью радость.
Но действительно, чтобы выйти таким натурпродуктом, когда ржешь, облизываешься, предвкушаешь и снова ржешь, и ни на секунду не оторвешься, "Сахара" /Sahara/ (2005) должна была быть именно дебютом, девственной лесопосадкой клипмейкера и рекламщика Брека Айснера. Ему еще не заморочило голову голливудское "взвешивание" аудитории (здесь разжевать для даунов, там расставить все точки над i для аборигенов Андаманских островов, а тут отдельно порадовать черных безработных матерей-одиночек). Только с налету он мог снять такое лихое, яркое, пышущее душевным здоровьем кино на одном дыхании.
Правда, еще сценарий хороший. Писатель Клайв Касслер в свое время изобрел пародийного супергероя Дирка Питта (сын сенатора, бывший спецназ, ученый, путешественник, любитель женщин и текилы) по просьбе ныне покойной жены для своих маленьких детей. Написал с его участием целую серию романов. "Сахара" в "Приключениях Дирка Питта" - далеко не первый том, поэтому в экранизации виден опыт улетного сюжетосложения, когда уже все возможно, так как обусловлено прошлым. Видно давнее знакомство с несколькими характерами (герой с вечным другом Элом и вечно руководящим адмиралом Сэндекером, а также меняющийся злодей и меняющаяся женщина), которые тоже уже не в первом приближении, а сразу все про них понятно. Плюс остроумие диалогов, которые кайф просто сочинять. Плюс над романом Касслера еще и поработало четверо мужиков, сценарных акул Голливуда, знающих, что "Сахара" - одиннадцатый фильм с таким названием в истории кино, начиная с 1919 года. Так что можно себе представить, насколько они заточили приключения, отношения и глобальную самоиронию.
Сюжет рассказывать не буду – это как главный приз отнимать, но глобальность самоиронии вполне сопоставима с давним "Романом с камнем" /Romancing the Stone/ (1984), недавним "Мумия возвращается" /Mummy Returns, The/ (2001) и как бы уже учитывает "Пуленепробиваемого" /Bulletproof Monk/ (2003) и "Пиратов Карибского моря" /Pirates of the Caribbean/ (2003). Постановка при этом не только не уступает, но по натуральности превосходит всего "Индиану Джонса", что бы там ни болтали адепты Егора Кончаловского о его "Побеге" (2005). Это что, можно сравнивать, и не только по бюджету (130 млн., ни цента с экрана не пропало)? А как это, простите, сравнивать? Как, с нагло-поддельной тайгой с тараканами - абсолютно логичную белую яхту и даже Летучий голландец среди пустыни, а также танки Т-34, трехногие самолеты, пасущихся лошадей, футуристический город на солнечных батареях, рестораны, дворцы, катакомбы и много-много золота? С чем сравнивать их полную, подетальную, осмысленную и осмеянную, закономерную несерьезность? С Женей Мироновым, не утонувшим в болоте без сколько-нибудь видимых причин? С Андреем Смоляковым, на полном серьезе насовавшим цианистого калия во все близлежащие чашки просто потому, что Кончаловскому хотелось насовать? Как можно сравнивать высосанные из пальца операции на сердце с чумой "Сахары", проведенной не столько в прямом, сколько в переносном смысле?
Сюжет завязан на чумные бараки в Мали, из которых микробы грозят выплыть в океан, переплыть его и заразить Америку. Это вообще-то ни с чем не сравнимо по степени осознанного бреда (в бреду давно главное – степень). И никто при таком раскладе еще давнее и давнее не рассчитывает на слезы, страх, тревогу и переживания. Все по-прежнему ржут. Но чем дольше длится веселье (а со времен Жюль Верна приключенческие сюжеты всегда об одном и том же – об имманентном веселье каждого дня нашей жизни), тем больше поражаешься одной вещи, казалось бы, давно утерянной Голливудом (про Кончаловского просто не хочется больше, был такой анекдот с Бродским, узнавшим, что черной матери-одиночке, писательнице Тони Моррисон дали Нобелевскую премию. Мол, Бродского спрашивают: "И кто ж у нас Тони Моррисон?" А он еще не в курсе, что самому-то опять Нобеля не дали, и отвечает флегматично: "Уе-ище. А что с ней?"). Настоящим ядром с запалом стреляет по современным танкам с дохлого корабля XIX столетия пушка среди скелетов, а никакой компьютерной графики "Сахара" себе не позволила. "Что мы, дети, что ли, чтобы пушки рисовать", - решил, видимо, режиссер и поехал в Марокко, где честно нашел и верблюдов, и катакомбы. Просто надо работать ногами, руками и головой, и все у них получится.
Мэттью МакКонохи, как ни странно, тоже на своем месте. После "Как отделаться от парня за 10 дней" /How to Lose a Guy/ (2003) хотелось уже навсегда от него отделаться, но нет. Ему идет быть в духе Кларка Гейбла из "Могамбо" /Mogambo/ (1953) или Грегори Пека из "Снегов Килиманджаро" /Snows of Kilimanjaro, The/ (1952) - большим, небритым, грязным и ни разу не говорящим Пенелопе Крус никакой сладко-сентиментальной любовной мути. Пенелопа тоже хихикает (ну, она всегда на месте), остальные же придают необходимую в забойных приключениях декоративную интонацию. Декоративность, орнаментальность – первое дело человеческой личности, которой по жизни весело.
Поэтому Стив Зан (друг Эл) не так давно озвучивал кота в "Стюарте Литтле 2" /Stuart Little 2/ (2002), Уильям Х. Мэйси (адмирал) – самоигральная физиономия ("Фаворит" /Seabiscuit/ (2003), "Сотовый" /Cellular/ (2004)), Ламбер Уилсон (злодей) – порода в каждом жесте, недаром его Вайда в "Бесах" /Possedes, Les/ (1988) сделал Ставрогиным, а братья Вачовски в "Матрице: Перезагрузка" /Matrix Reloaded, The/ (2003) - Меровингеном.
Нет, ну, круто, правда, круто. Смотреть надо, чего болтать.